Главная » СРЕДНИЕ ВЕКА » Ведение боевых действий орденом тамплиеров

Ведение боевых действий орденом тамплиеров

Когда братья вступали в бой, маршал отдавал приказ сформировать эскадроны — eschielles. В уставе ордена (статья 12) говорилось, что «когда формируются эскадроны, братья не должны переходить из одного эскадрона в другой», если только это не произошло в результате смешения на поле боя.

Братья не имели права покидать строй и атаковать без разрешения. Единственным исключением была попытка спасти христианина, которому угрожала смерть или плен.
Туркополы формировали свои эскадроны, а сержанты строились вместе с братьями-рыцарями. Братья-сержанты строились за рыцарями и должны были в бою поддерживать их действия.
Маршал, военный руководитель ордена, должен был вести орден в бой, но если присутствовал магистр, то командование переходило к нему.
Паломник, посетивший Святую Землю между 1167 и 1187 годами, так описывает атаку тамплиеров, свидетелем которой он оказался:
«Их двухцветный штандарт, который они называют baucant (пестрый) выдвинулся в первые ряды. Они пошли в атаку, соблюдая порядок и не производя лишнего шума.
Они горели желанием первыми вступить в бой и были энергичнее прочих.
Они первыми начинали движение и последними отступали.
Прежде чем действовать, они ждали приказа магистра. Когда они решили, что имеет смысл вступить в бой, трубы подавали сигнал к атаке.

Они благочестиво запевали псалом Давида, брали копья на перевес и устремлялись на врага. Как одно целое они с неистовой яростью врубались и боевые порядки противника и не отступали до тех пор, пока противник не оказывался разбит или они сами не гибли.
Они последними выходили из боя и следовали в арьергарде, прикрывая основные силы.
Если же кто из них показывал спину противнику или действовал недостаточно решительно, или поднимал оружие на христиан, того ждало суровое наказание».
Братья, которые нарушили строй, по свидетельствам очевидцев, лишались мантии и должны были в течение года есть с земли вместе с собаками.
Те братья-воины, которые бежали с поля боя, изгонялись из ордена, хотя братьям-работникам разрешалось отступить, если становилось ясным, что они уже ничего не смогут изменить в исходе боя.
Братья, перешедшие к мусульманам, также изгонялись из ордена.
Чуть более легким наказанием было лишение брата орденской мантии. Однако, понеся заслуженное наказание, брат имел право попросить свою мантию назад.
Мантию отбирали за нападение на брата или другого христианина, за угрозу перейти к мусульманам, за убийство или потерю раба, за убийство или калеченье лошади.

Такое же наказание полагалось за участие в несанкционированном нападении на мусульман, которое привело к гибели или плену кого-либо из братьев.
Брат-знаменосец рисковал потерять мантию, если случайно опустил штандарт в бою, так как опущенный штандарт считался сигналом к отступлению.
Прочие наказания включали в себя порку или лишение пищи и воды. Братья, совершившие серьезные преступления, заковывались в кандалы и заключались в тюрьму.
Устав ордена тамплиеров содержит несколько примеров на этот счет.
Некий брат Жак де Раван, командор дворца в Акре, попал в плен во время несанкционированного набега на мусульман (статья 610).
Некий брат Георгий, работавший каменщиком, перешел на сторону мусульман, а когда попал в плен к тамплиерам, был посажен в тюрьму, где и умер.
Однако, орден никогда не приговаривал к смертной казни и не увечил виновных. Будучи религиозной организацией, орден не имел право проливать кровь своих членов.
Франки Утрмера (христиане) и мусульмане находились в постоянной вражде, непрерывно совершая набеги на территорию друг друга, но при этом избегая генеральных сражении.
На Иберийском полуострове боевые действия с участием тамплиеров носили похожий характер. Кроме того, братия участвовала в защите католических крепостей и в осаде крепостей мусульман.

Тамплиеры участвовали в набегах, организованных королем или другими светскими владыками, а также устраивали набеги по собственной инициативе.
Часто, в последнем случае, к тамплиерам присоединялись светские крестоносцы. Целью набегов было запугать противника, подорвать его состояние и пополнить свою казну за счет трофеев.
Некоторые походы преследовали цель перехватить противника. Удача то и дело переходила с одной стороны на другую.
Архиепископ Вильгельм Тирский в своей истории королевства Иерусалим, написанной между 1170 и 1184 годами, рассказывает о рейде против турок, вторгшихся в район Хеврона в 1139 году.
Рейд провел магистр тамплиеров Роберт де Краон, а рыцарь-мирянин Бернард Ваше нес королевское знамя. Турки одержали решительную победу.
В середине ХIII века Матвей Парижский, монах и летописец бенедиктинского аббатства Сент-Олбанс в Англии, автор «Великой Хроники» и «Истории Англии» описывает атаку тамплиеров и госпитальеров замка Дарбсак в 1237 году.
Этот замок Аманской марки к северу от Антиохи удерживался тамплиерами до 1188 года, когда был занят воинами Саладина.
Тамплиеры надеялись отбить замок, но по пути попали в засаду и потерпели поражение.
По cвидетельству Матвея Парижского тамплиеры знали о готовящейся засаде и многие предлагали повернуть назад, но командор Антиохи Вильям Монферрат настоял на продолжении похода.
Возможно, все было не совеем так, но мы получаем представление о том, как в ордене принимались военные решения. Командующий совещался с братьями, интересовался их мнением, но принимал решение единолично.

Другие операции проходили успешнее.
Например, в Annales deTerre Sancte сообщает о том, что в июне 1264 года госпитальеры и тамплиеры выступили из Акры в совместный поход в район Рамлы и Яффы с целью освободить касетеляна Яффы, попавшего в плен к мусульманам. Тамплиерам удалось дойти до Аскалона, где их встретил отряд мусульман численностью 300 человек во главе с двумя эмирами.
Католикам удалось одержать победу, убив 28 противников, а также обоих эмиров. Тамплиеры вернулись в Акру, везя богатые трофеи.
Не удивительно, что тамплиеры постоянно вели бои, защищая паломников на дорогах Утрмера.
Паломник Теодорих, который путешествовал по Святой Земле в 1169-1174 годах. вспоминал, что тамплиеры и госпитальеры сопровождали паломников к реке Иордан и наблюдали за ними, пока те омывались в священных водах.
Теодорих также упоминает замок тамплиеров Карантен, расположенный неподалеку. Это был один из множества замков, защищавших дорогу Акра-Иерусалим, по которой шли паломники-христиане.
Около 1163 г. паломничество предприняли два знатных дворянина из Пуату на западе Франции: Жоффрей Мартел, брат графа Ангулемского и Гуго ле Брюн Лузильянский. Посетив святые места, расположенные вокруг Иерусалима, оба направились на север в Антиохию.
В этом путешествии их сопровождал эскорт, состоящий из тамплиеров, возглавляемый известным английским дворянином Гилбертом де Ласи.
Де Ласи присоединился к ордену после того, как сделал блистательную военную карьеру на Западе.
Отряд подвергся нападению сарацин Нур ад-Дина, правителя Дамаска, но тамплиеры сумели отбить нападение.
В сражении тамплиеры, как и представители других рыцарских орденов, выступали в роли ударной силы, атакующей противника в плотном строю с целью прорвать боевые порядки противника.
Очевидец, присутствовавший при сражении при Монжисаре в 1177 году, так описал воздействие атаки тамплиеров на противника:
«Одо [де Сен-Аман], магистр рыцарства Тампля, словно новый Нута Маккавей имел под началом 84 рыцаря. Он принял бой вместе со своими людьми, укрепив себя крестным знамением.
Они вместе пришпорили лошадей и как один устремились в атаку, не отворачивая ни вправо, ни влево.
Обнаружив, что в отряде Саладина множество рыцарей, они умело сблизились и без паузы атаковали, прорвав строй, безостановочно выбивая из седел, рассеивая, рубя и давя.
Саладин был разбит, его люди рассеяны повсюду, повсюду сарацины бежали, повсюду неверные гибли мод мечами.
Саладин думал лишь о собственном спасении и также бросился бежать.
Он сбросил кольчугу, вскочил на верблюда и сумел скрыться вместе с несколькими приближенными».

Дисциплина тамплиеров и их храбрость заслужили братьям уважение у противника как на Востоке, так и на Западе.
В начале XIII века Гио де Провен, поэт, ставший клунийским монахом, писал:
«Тамплиеры наиболее смелые люди… они из рыцарского ордена. Они покрыли себя славой в Сирии. Турки боятся их.
Тамплиеры стоят словно замок, словно стена. В битве они не отступят.
Мне это право, очень неприятно. Я возвратился из их ордена, поскольку знаю, что побегу [с поля битвы] и никогда не буду дожидаться ударов, не настолько я безумен <…>
Дай Бог, не буду убит.
Лучше быть трусоватым и живым, чем умереть смертью самой чтимой на свете.
Я хорошо знаю, что у тамплиеров орден прекрасный, добрый и верный, но битва — дело неразумное».
Гио сообщает об одной проблеме ордена. Братья-рыцари, будучи в высшей степени дисциплинированными солдатами, никогда не отступали в бою и всегда надеялись на то, что остальные франки (христиане) последуют их примеру.
При осаде Аскалона в 1153 году, по свидетельству очевидца из Голландии, тамплиеры первыми ворвались в город. Они проложили себе дорогу на городскую площадь и заняли там оборону. Однако остальные франки не посмели повторить тот подвиг, в результате смельчаки попали в окружение и все погибли…
В сражении при Хаттине 4 июля 1187 года франки не последовали за тамплиерами, атаковавшими войско Саладина, в результате чего мусульмане окружили братьев и всех перебили или взяли в плен.
Все пленные, исключая магистра Жерара де Ридфора, были позднее казнены.
В сражении под Аккрой 4 октября 1189 года тамплиеры снова атаковали войско Саладина, но снова их атаку не поддержали остальные крестоносцы, в результате тамплиеры снова попали в окружение и погибли.
По свидетельству одного очевидца «священный легион тамплиеров» очень часто не получал поддержки остальных крестоносцев и вел бой самостоятельно.
Хотя скоординированная атака тяжелой конницы могла вынудить к бегству даже более многочисленного противника, однако бесконечно компенсировать нехватку численности за счет дисциплины и выучки невозможно.
I мая 1187 года небольшой отряд тамплиеров и госпитальеров проиграл численно превосходившему противнику.
На поле боя братья должны были держаться тамплиерского знамени. Те, кто оказывался отрезанным от основных сил, могли присоединиться к другим отрядам христианской армии, например, к госпитальерам.
Раненые братья не могли оставить поля боя без разрешения командира.
Иногда железная дисциплина тамплиеров давала сбои. После атаки тамплиеры не всегда успевали восстановить боевой порядок.
В сражении при Мардж-Айюн в 1179 году тамплиеры, возглавляемые магистром Одо де Сент-Аман, и франки под командованием короля Балдуина IV атаковали несколько разрозненных групп мусульман, захватив их врасплох и рассеяв их.
Граф Раймон III Триполитанский и магистр Одо полагали, что битва уже выиграна, поэтому они приказали пехоте собирать трофеи, а сами заняли позицию на вершине холма.
В этот момент к полю боя прибыл Саладин во главе с основными силами своей армии, изготовленными к сражению. Франки были захвачены врасплох и потерпели поражение. Король и граф Раймон бежали, но магистр Одо попал в плен, где и умер.
Тамплиеры обычно действовали в составе большой армии крестоносцев, поэтому им приходилось участвовать не только в рейдах, но и в осадах городов и крепостей.
Хотя набеги наносили противнику ущерб, овладеть районом можно было только овладев контролирующей его крепостью.
Сохранились свидетельства того, что командиры тамплиеров давали советы во время осад.

Тамплиеры участвовали в осаде Аскалона в 1153 году, в неудачной осаде Дамаска в 1148 году, в неудачной осаде Харемка (Харима) в 1177 году, в осаде Акры в 1189-91 годах, а также в двух осадах Дамьетты в 1218-1219 и в 1249 годах.
Под Дамаском и Харенком обороняющиеся сумели откупиться, что позднее было поставлено тамплиерам в вину, так как те рекомендовали взять деньги. На самом деле здесь приходилось учитывать множество факторов. Действительно, осада могла продлиться неопределенно долгое время и иметь непредсказуемый результат.
На протяжении всего этого времени осаждающая сторона должна была обеспечивать свои коммуникации и нести потери. В такой ситуации, действительно, могло оказаться более выгодным взять дань и отступить.
Тамплиеры, искушенные в восточных способах ведения войны, первыми оценили ситуацию.
Под Аккрой в 1189-1191 годах и в ходе первой осады Дамьетты в 1218-1219 годах тамплиеры снова сыграли одну из главных ролей.
Они соорудили осадные машины, которые обстреливали городские укрепления.
Под Аккрой они соорудили perriere. Это было тяговое метательное устройство, приводимое в действие несколькими людьми, тянущими за канаты, привязанные к шкворню.
Поскольку perriere причинил тяжелые разрушения городским укреплениям, некоторые историки полагают, что под этим названием скрывался требюше с противовесом.
Под Дамьеттой в 1218-19 годах крестоносцы с успехом применяли требюше с противовесом, предоставленный герцогом Австрийским. Мы не знаем, располагали ли тамплиеры собственными механиками или использовали наемных специалистов.
В ходе осады Дамьетты (важный укрепленный город в дельте Нила) в 1218-1219 годах крестоносцы подготовили суда, на которых форсировали реку и атаковали стены города.
Один из тамплиерских транспортов был подхвачен течением и выброшен на берег в опасной близости от городских укреплений.
Мусульмане атаковали, действуя железными кошками и греческим огнем. Тамплиеры столкнули корабль на воду, но египтяне сумели взять корабль на абордаж.
Днище корабля пробили, причем, возможно это сделали сами тамплиеры, после чего корабль ушел на дно вместе со всеми, кто оказался на его борту.
Оливер Падерборнский писал:
«Словно Самсон, убивший после своей смерти больше, чем при жизни, так и эти мученики сумели увлечь за собой в пучину вод больше врагов, чем поразили мечом».
Тамплиеры владели многочисленными крепостями, которые приходилось защищать от неверных.
Секретарь Саладина Имад ад-Дин описывал замки тамплиеров как неприступные, словно логово дикого зверя.
Хотя замки тамплиеров в королевстве Иерусалим в конечном счете достались агарянам, они выдерживали длительную осаду.
В июле 1188 года Саладин не смог взять башню тамплиеров в Тортосе.
Замок Дарбсак в Аманской марке пал только на одиннадцатый день штурма, только когда мусульмане подвели мину под башни внешней линии укреплений.
Баграс пал только после многодневного обстрела. Имад ад-Дин. который был поражен силой укреплений замка, позволил тамплиерскому гарнизону эвакуироваться в Антиохию.
В 1266 году египетский султан Байбарс также пообещал гарнизону тамплиерского замка Сафед почетную капитуляцию, но едва тамплиеры покинули замок их взяли в плен и казнили.
Тамплиеры не всегда защищались до последнего. Если они видели безнадежность своего положения и не ожидали помощи извне, они могли довольно быстро согласиться на капитуляцию.
Архиепископ Вильям Тирский рассказывает, как король Амори Иерусалимский (1163-1174 гг.) передал пещерную крепость в Трансиордании тамплиерам. Когда полководец Нур ад-Дина Шнркух осадил эту крепость, тамплиеры сдались, не дождавшись поддержки.
Король повесил их всех как предателей. Неясно, почему тамплиеры не стали дожидаться помощи…

В 1268 году тамплиерский замок Баграс был осажден армией египетского султана Байбарса, к тому времени уже овладевшего Антиохией. Тамплиеры перехватили инициативу и начали переговоры о мире.
История, случившаяся в замке Сафед, научила тамплиеров не верить Байбарсу на слово. Командор замка выступал за оборону, его поддерживали братья, но наемники не желали участвовать в верном самоубийстве.
Состоялось совещание.
Всем было ясно, что помощь скорее всего не придет. Поэтому было решено капитулировать, предварительно приведя  замок в негодность.
Гарнизон собирался перебраться в соседний замок Рош-Гильом.
Договор о капитуляции был заключен, и гарнизон покинул обреченный замок, правда полностью разрушить его тамплиеры не успели.
Тем временем, в Акре магистр ордена Тома Беро узнал о падении Антиохи и осаде Баграса. Зная, что замок не простоит долго, он не стал посылать ему помощь, а направил туда брата с приказом отступать в Рош-Гильом.
Когда гонец прибыл на место, он увидел, что все уже проделано именно так, как и предполагалось.
Однако командор и братья предстали перед судом капитула, так как они действовали без приказа и не смогли уничтожить всего, что полагалось.
Магистр
 и совет в итоге решили не изгонять проштрафившихся, так как орден нес потери и испытывал нехватку в живой силе. Поэтому командор замка и братья были «всего лишь» лишены права носить мантию в течение года и одного дня.

Случалось, что даже такие смелые и дисциплинированные воины, как тамплиеры, отступали.
Братья-сержанты, будучи нонкомбатантами, имели право отступить вместе с имуществом ордена, если становилось ясно, что они уже ничем не смогут помочь братьям-рыцарям.
Братья-рыцари не имели права отступать до тех пор, пока знамя ордена стояло прямо. Любой брат-комбатант, отступивший без приказа, подлежал исключению из ордена.
По свидетельству одного из паломников, оставленному до 1187 года, тамплиеры всегда последними покидали поле боя. Тамплиеры и братья других орденов прикрывали отступление армии крестоносцев.
Потери среди тамплиеров всегда были высоки, причем многие тамплиеры намеренно шли в бой с целью погибнуть.
В одном из текстов, составленных после битвы при Хаттине, сообщается, что тамплиер по имени Николай, попавший в плен вместе с братьями из других орденов, узнав о предстоящей казни, ободрял товарищей, прося их мужественно встретить смерть.
Если мусульмане не казнили сразу взятых в плен тамплиеров, то братьев держали в плену, ожидая выплаты выкупа. Некоторые авторы утверждают, что тамплиеры поначалу не платили выкупа, но уже к середине XIII века орден выкупал своих пленных.
В каталанском переводе устава ордена сообщается, что братья, попавшие в плен, не должны носить свои мантии, а надевать их только после освобождения, спросив на то разрешения магистра.
То есть для тамплиера считалось бесчестьем попасть в плен.
В отличие от госпитальеров, для тамплиеров забота о больных и раненых была второстепенным делом. Однако они располагали лазаретом, расположенным рядом со штаб-квартирой, где содержали больных и стариков.

В качестве лечения использовалось кровопускание, а с разрешения магистра проводилось лечение ран и выдача лекарств.
Орден не располагал собственными врачами. Если кто-либо из братьев заболевал, ему приглашали врача-мирянина.
Если брат погибал на поле боя, орден предпринимал меры для того, чтобы найти его тело, но это не всегда было возможно, особенно в случае поражения.
Братские кладбища не всегда отмечались. Большинство известных тамплиерских могил в действительности принадлежало ассоциированным членам ордена.
Орден ежедневно служил вечернюю службу по усопшим, братья молились за души ушедших братьев.
Когда брат умирал, служилась заупокойная месса, о покойном молились в течение следующих семи дней, а беднякам отдавали еду покойного на протяжении следующих сорока дней.
Однако орден не пытался прославить своих умерших или погибших членов в лике святых. Все братья были духовно равны, никто не мог быть выше.

Оставить комментарий