Великий Магистр Ордена Храма с 1185 по 1189 год.
После смерти магистра Арно де Ла Тур Руж, капитул тамплиеров, собравшийся в Иерусалиме, избрал на его место фламандского рыцаря (по другим сведениям, он имел англо-норманнское происхождение) Жерара де Ридфора.
Жерар представлял собой классический пример рыцаря, присоединившегося к ордену Храма «по воле случая».
Прибыв в Святую землю в начале 1170-х годов, он поступил на службу к Раймунду III, графу Триполи. Согласно хроникам того времени, Раймунд пообещал ему выделить фьеф (феодальное владение), как только появится соответствующая вакансия.
В 1180 году скончался правитель имения Ботрон на ливанском побережье Гильом Дорель, оставивший свои владения дочери Люси. Вероятно, сильно нуждаясь в деньгах, граф Раймунд «продал» Люси вместе с наследственным наделом итальянскому купцу Пливено из Пизы, получив от него ровно столько золота, сколько весила невеста.
Эта сделка принесла ему десять тысяч безантов (что соответствует примерно шестидесяти килограммам).
Разочаровавшись в перспективах своей карьеры при дворе триполитанского графа, Жерар вступил в ряды тамплиеров. Примерно в то же время он серьезно заболел, что заставило его на время забыть о своих амбициозных планах и сосредоточиться на спасении собственной души.
К моменту смерти магистра Арно Турружского Жерар занимал пост сенешаля в королевстве Иерусалимском.
Орден тамплиеров в этот период был самой могущественной силой в Палестине, и великий магистр Жерар де Ридфор железной рукой держал знать королевства и даже самого короля.3
1 мая 1187 г. Жерар де Ридфор призвал под свои знамена девяносто рыцарей-тамплиеров из окрестных крепостей и направился к Назарету, где к нему присоединились еще сорок рыцарей.
«Недалеко от Назарета его воины встретились с мусульманским отрядом, который остановился на водопой у Крессонского источника.
Увидев явное превосходство мусульман, магистр госпитальеров Роже де Мулен предложил Жерару отступить. Его поддержал и маршал тамплиеров Жак де Майи.
Однако их предостережения лишь распалили Жерара де Ридфора.
Обвинив своего коллегу-госпитальера в трусости, он оскорбил и Жака де Майи:
«Вы говорите как человек, который хотел бы удрать; вы слишком любите свою белокурую голову, которую вы так хотели бы сохранить».
«Я умру перед лицом врага как честный человек, — ответил ему брат Жак. — Это вы повернете поводья как предатель».
Объединенный рыцарский отряд с ходу атаковал египтян, но результаты оказались плачевными: все рыцари, включая Жака де Майи и Роже де Мулена, были убиты, в живых остались лишь трое тамплиеров, в том числе сам виновник этой катастрофы Жерар де Ридфор.
Многие светские рыцари попали в плен вместе с христианами из Назарета, которые выбрались из города в надежде поживиться легкой добычей.
…Каждому воину, захватившему в плен рыцаря-монаха, полагалась награда в пятьдесят динаров, после чего ему приказывали убить пленника.
Окружавшие Саладина мусульманские богословы, исламские отшельники и суфийские мистики упрашивали его разрешить им лично отрубить неверному голову.
Неожиданным исключением оказался лишь великий магистр ордена Храма Жерар де Ридфор — его оставили в живых. Остальным рыцарям предложили сделать выбор: принять ислам или умереть. Всю ночь под дикие вопли своих палачей они готовились к смерти.
Никто из них не отрекся от Христа, и на рассвете все рыцари-тамплиеры вместе с братьями-госпитальерами были обезглавлены фанатиками-исламистами.»1
Почему пощадили Жерара де Ридфор?
Вот что читаем в книге «Саладин: благородный герой ислама»:
«Неизвестно, по этому поводу можно строить любые предположения.
В общей неразберихе, царившей на Востоке, вызванной сложностью и антагонизмом материальных и духовных интересов как мусульман, так и христиан, политическая роль крупных духовно-рыцарских орденов представлялась порой неясной, и историк не должен позволять себе заблуждаться относительно их материального влияния: ему следует искать, каковы были скрытые составляющие их могущества, тайные причины их триумфа.
Вероятно, главы орденов, таких как братства тамплиеров и госпитальеров, находясь в постоянном контакте с мусульманами, были более чувствительны к влиянию цивилизации, достоинства которой не ускользали от их внимания, в отличие от баронов или сеньоров, которые прибывали с Запада, чтобы сражаться с сарацинами.
Великие магистры тамплиеров и госпитальеров обсуждали проблемы политической стратегии на тайных советах, под защитой крепостных стен, только в кругу посвященных. Ни один писец никогда не записывал результаты их совещаний для Истории; возможно, на этом основывается одно из самых серьезных обвинений, выдвигаемое против орденов, в частности против ордена тамплиеров.
Их упрекнули в сговоре с неверными, и скандал вызвал сенсацию.
Сотрудничество с мусульманами невозможно — так гласили строгие правила ордена. Но пока армии сражались, религиозные вожди обоих лагерей продолжали искать возможность реализовать политику сосуществования ислама и христианства и установить между ними длительный мир.
Это скрытое могущество тамплиеров и госпитальеров проявляло себя не раз, и порой они открыто противились инструкциям и желаниям светской власти. На этих землях Востока, где государи привыкли вести тонкие политические игры, высшие сановники духовно-рыцарских орденов уважали своих противников, в отличие от фанатиков или низших чинов.
Они знали их образ мыслей не хуже, чем их манеру сражаться.»4
Как бы там ни было, а в июле 1187 года магистр Жерар де Ридфор снова в рядах армии крестоносцев, которую ждала историческая битва при Хаттине…
Король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян со своим войском выступил против мусульман утром в пятницу, 3 июля 1187 года, продвигаясь от Сеффурийских источников к Тивериадскому озеру. Расстояние было небольшим — двадцать километров, но караван пятидесятитысячной (по другим данным, в армии было чуть более двадцати тысяч человек) армии растянулся на несколько миль.6
Решающая битва при Хаттине произошла 4 июля 1187 года.
Равнина, на которой находится Хаттин, расположена примерно в 65 милях к северу от Иерусалима и в двадцати милях от Акры.
«Саладин выставил армию в 12 000 рыцарей против армии Ги де Лузиньяна в 1200 рыцарей и около 15 000 пехотинцев и легкой кавалерии. Враждебность между Раймундом и Жераром снова обернулась для христиан катастрофой.
Жерар убедил Ги де Лузиньяна атаковать Саладина, несмотря на возражения со стороны Раймунда. Раймунд настаивал на том, что армия должна оставаться на месте, невзирая на то, что Тивериада — город, в цитадели которого укрылась его жена, была окружена мусульманами.
Раймунд знал, что европейцы могут воспользоваться летней жарой, если они просто переждут Саладина и позволят его войскам ослабеть из-за тягостной погоды.
Большинство из присутствующих согласились с Раймундом.
Однако Жерар активно выступал против этого. Он назвал Раймунда предателем из-за его нежелания порвать союз с Саладином несколько недель назад и высмеял отношение Раймунда к затруднительному положению его жены и назвал его трусом.
Он заявил, что тамплиеры будут вынуждены снять свои котты и заложить свои вещи, если покроют себя позором, не отомстив Саладину за свое недавнее поражение.
Ги де Лузиньян поддержал Жерара.
Поэтому христианская армия оставила свой лагерь, расположенный в богатой водой долине, чтобы пересечь знойную пустыню. Армия Саладина расположилась на другом оазисе, рядом с Рогами Хаттина.
4 июля 1187 года христианская армия была уничтожена…
Хотя тамплиеры отважно сражались, Саладин воспользовался слабостью стратегической позиции европейцев.
Тысячи воинов были убиты, тысячи были взяты в плен.
Мусульмане захватили королевскую палатку и Святой Крест…
Около двухсот захваченных тамплиеров и госпитальеров были обезглавлены. Хотя в Средние века взятие в плен и выкуп заложников были нормальным явлением, Саладин сделал исключение для этих орденов из-за того, что они были воинственно настроены и представляли угрозу Исламу.
Двести тридцать тамплиеров погибли при Хаттине: на поле боя или под топором палача.
Жерар де Ридфор остался в живых, но был заключен под стражу вместе с королем Ги де Лузиньяном и группой баронов, в ожидании выкупа.» 5
За свое освобождение из плена Жерар де Ридфор прикажет сложить оружие и сдать Газу.
«В оправдание ему можно сказать, что изолированный посреди завоеванной страны замок должен был рано или поздно пасть, но его сдача еще больше повредила репутации тамплиеров.
Орден мог восстановить силы, но своей гордыней и безрассудством Жерар де Ридфор нанес его чести почти смертельный удар.
Отныне белые плащи не будут олицетворять чистоту и незапятнанность, и на братьев-рыцарей обрушатся неиссякаемые упреки и подозрения хронистов.»2
4 октября 1189 года в битве при Акре Жерар де Ридфор погиб в бою.
Источники информации:
1. «История рыцарей — тамплиеров, церкви Темпла и Темпла, написанная Ч. Дж. Аддисоном, эксквайром из Внутреннего Темпла.»
2. М. Мелвиль «История Ордена тамплиеров»