Не может существовать ничего, что рассказало бы о миссии тамплиеров красноречивей, чем их собственные дела.
История Ордена началась на Востоке, и тамплиеры были единственной организацией своего времени, которая была открыта для восприятия всего нового и необычного для европейского сознания, что мог дать Восток.
Благодаря этому, рыцари быстро становятся своего рода натуральными «монополистами» на самые передовые достижения науки и культуры.
Уже в тринадцатом веке они прекрасно владеют основами картографии, благодаря чему в Европе бурно начинает развиваться строительство дорог, связавших между собой основные города, и, что самое главное, связавших Европу с государствами Востока.
Значение этих магистралей, ставших в буквальном смысле каналами вначале для торговых, а затем и для культурных связей, трудно переоценить.
У тамплиеров были корабли, служившие для перевозки братьев, пилигримов и провианта по Средиземному морю с Запада на Восток и обратно, но если брать в расчет морские ресурсы, которыми располагал орден Госпитальеров (после 1312 г.), можно сделать вывод, что у них было не более четырех галер и несколько других судов, а если требовалось больше кораблей, их нанимали.
Разумеется, тамплиеры не могли позволить себе использовать корабли для организации экспедиций, в любом случае, они не были настолько надежны, чтобы пересечь океан, а запасов воды хватало всего на несколько дней. Орден обладал обширными ресурсами, но всегда располагал небольшим движимым капиталом, который необходимо было вкладывать в содержание укреплений и гарнизонов на Востоке.
Доходы, полученные тамплиерами на Западе, переправлялись на Восток.
В научных кругах дискутировался вопрос, действительно ли орден перемещал обналиченные сбережения, но согласно последним исследованиям наличные деньги действительно перевозились с Запада на Восток. Следовательно, тамплиерам нужны были суда для переправки собственного имущества, сельскохозяйственной продукции, лошадей и военного контингента на Восток.
Кроме того, они организовали надежную систему доставки пилигримов в святую землю, которая была безопаснее и дешевле коммерческих перевозок. Для этого тамплиерам были нужны тяжелые транспортные суда, а не военные корабли.
Большинство сохранившихся данных о мореплавании тамплиеров дошло до нас из важных портовых и королевских документов, дававших разрешение на вывоз товаров.
В Ла-Рошели, на западном побережье Франции в двенадцатом веке тамплиерам было предоставлено несколько виноградников, где они производили вино для собственного потребления и на экспорт; несмотря на то, что реестр их домов утерян, документы порта Ла-Рошель свидетельствуют о том, что тамплиеры экспортировали вино кораблями.
Эти корабли нельзя назвать флотом в современном понимании: как уже говорилось, они должны были быть скорее транспортными, чем военными, и при необходимости тамплиеры нанимали их, чаще, чем приобретали собственные.В иерархических статутах входивших в Устав, начиная с XII столетия (статуты появились не позднее 1187 г.), упоминается об орденских кораблях, находившихся в Акре (пункт 119), но не устанавливается, сколькими кораблями владел орден.
После 1312 г. орден св. Иоанна принимал активное участие в морских операциях, которые возглавлял адмирал, однако орден располагал лишь четырьмя галерами, наряду с другими судами. Маловероятно, что у тамплиеров было больше галер, чем у госпитальеров.
Корабли должны были быть очень небольшими по современным меркам и с малым водоизмещением. Они плавали слишком медленно, чтобы противостоять штормам и ветрам открытой Атлантики и годились лишь для использования на мелководьях континентального шельфа.
Кроме того, корабли не могли брать на борт достаточно воды, чтобы находиться в пути долгое время.
Самые ранние упоминания о кораблях тамплиеров, располагавшихся за пределами Иерусалимского королевства, относятся к первым десятилетиям XII века. Эти корабли находились в Константинополе и в Бискайском заливе.
В 1224 г. король Англии Генрих III нанял у тамплиеров «Великий корабль» («Great Ship»), и его капитана, брата Томаса, из испанского Тампля, для участия в войнах с Францией.
Позже Генрих III купил этот корабль у магистра ордена Храма в Испании за 200 марок и оставил себе.
Исходя из того, что тамплиеры могли позволить себе уступить «Великий корабль» можно сделать вывод, что они располагали несколькими кораблями в Испании.
В описании неудавшегося крестового похода, арагонские тамплиеры сопровождали короля Арагона Хайме I, когда он направил парус на Восток, но рулевое весло их корабля сломалось, и у них не оказалось запасного.
Это говорит не в пользу выдающихся военно-морских достижений тамплиеров или больших инвестиций ордена в мореходство.
Брат-сержант Роже де Флор [Роджер де Блюм], командовавший кораблем «Сокол», помогал эвакуировать людей из Акры в 1291 г. Будучи уличен в корыстных интересах и приговорен к повешению, он покинул «Сокол» в Марселе.
Тот факт, что на испанском «Великом корабле» тамплиеров имелся капитан, брат Томас, который не покинул его и после приобретения судна Генрихом III, позволяет реконструировать организацию орденского флота.
Теоретически корабли принадлежали ордену, но использовались в качестве самостоятельных организационных единиц под управлением братьев, которые были опытными моряками.
Когда они не были нужны ордену для транспортировки пилигримов или провианта, их использовали в частных целях и коммерческих предприятиях.
Кроме того, Папа Николай IV приказал магистрам Храма и Госпиталя создать флот, и в январе 1292 г. он уполномочил их использовать свои корабли для содействия армянам.
В 1293 г. тамплиеры и венецианцы снарядили в Венеции шесть галер, чтобы помочь защитить Кипр от мусульман: 4 венецианских и 2 орденских корабля.
Флот из двух кораблей не производит впечатления, особенно если учесть, что тамплиеры не могли себе позволить большего для столь важного проекта.
Паломнический флот тамплиеров находился в Марселе. В 1233 г. они получили право приставать там и брать пилигримов на святую землю, но после протеста местных судовладельцев это право было ограничено двумя кораблями в год, отправлявшимися на Пасху и в августе.
В них разрешалось перевозить до полутора тысяч пилигримов и держать в порту один корабль для собственных нужд.
Главный флот тамплиеров находился в Ла-Рошели, и этот флот не участвовал в военных операциях, но входил в состав морских коммуникаций ордена, связывавших Британские острова с континентом.
Известны типы и названия по меньшей мере двух кораблей, ходивших из Ла-Рошели к южному побережью.
В 1230 г. Генрих III дал разрешение взять вино и продовольствие на корабль тамплиеров «Тамплиер» («La Templere»), шедший из Ла-Рошели на материк.
Немного позже магистру и братьям Храма было выдано разрешение на вход в порт судна под названием «Канюк» («La Buzzard»). (Calender of Patent Rolls, 1225-1232).
Их флот первым в мировой истории применяет в мореплавании компас, делая само мореплавание безопасным, а маршруты торговых судов выверенными и оптимальными.Аккуратный и бережливый во всех денежных делах, Орден не скупится и вкладывает огромные средства в строительство готических соборов во Франции, а инженеры Ордена участвуют в их возведении.
Тамплиеры предусматривали ряд специальных финансовых услуг для царствующих особ. Эти услуги могли варьироваться от предоставления ссуд и надзора за драгоценностями до управления королевской казной, как во Франции.
Орден тамплиеров не являлся банком в современном понимании этого слова, т.к. его финансовые операции были лишь побочной деятельностью, вытекавшей из необходимости хранить и перемещать большие объемы наличных денег по христианскому миру.
Деньги, отданные тамплиерам под залог, не объединялись в общий фонд и не вкладывались орденом в другие операции, но оставались в личных хранилищах владельцев в орденской казне, и не были доступны без их разрешения.
Миряне использовали все монашеские ордена в качестве надежных хранилищ ценностей и занимали у них наличные деньги в случае необходимости.
Тамплиеры стали особенно широко известны подобными финансовыми операциями по той причине, что их услугами по сбору, хранению и транспортировке денег пользовались короли: орден разработал систему сбора, надежного хранения и переправки больших денежных сумм денег и других ценностей с Запада на Восток.
Все монашеские ордена давали деньги под залог, но, поскольку христианам было запрещено взимать проценты (т.е. заниматься ростовщичеством), им приходилось искать другие пути погашения стоимости займов.
Сделать это можно было разными способами.
В некоторых заемных соглашениях, заключенных при участии ордена тамплиеров, существовало положение о том, что, в случае понижения курса валюты в период между получением и погашением займа, при возврате долга заемщик должен добавить фиксированную сумму в качестве компенсации потерь кредитора.
Поскольку эта сумма оставалась постоянной, вне зависимости от изменения валютного курса, есть основания полагать, что в эту фиксированную сумму включались процентные платежи.
Кроме того, в случае передачи земли ордену в качестве залога, в заемных обязательствах оговаривалось, что продукция, получаемая с этой земли, не входила в стоимость возмещения долга.
Сетования на жадность тамплиеров предположительно обусловлены этими положениями, хотя никто не отмечал займы, как особую причину недовольства.
Прибыльная торговля, оживленное банкирское и вексельное дело беспрерывно увеличивали огромные наличные средства Ордена, которые хранились в его главном банке — парижском Тампле.
Во второй половине 13 века ежегодный доход Ордена достигал 54 миллионов франков.
Во время третьего крестового похода английский король Ричард Львиное Сердце, как всегда, остро нуждавшийся в деньгах, продал или заложил рыцарям Храма захваченный им у Византии остров Кипр, за который в 1191 г. тамплиеры заплатили аванс в 40 тысяч безантов (золотых).
Одним из главнейших занятий Ордена были финансы, но что представляли они собой в то время?
По словам Марка Блока «деньги мало циркулировали», они были не реальными монетами, но переводными, счётными.
«Лишь в самом конце XIII века французские легисты с трудом стали различать её (монеты) действительную стоимость (вес в золоте) и натуральную, то есть её трансформацию в денежный знак, инструмент обмена», — писал Жак Ле Гофф.
Величина ливра изменялась с 489.5 г золота (время Каролингов) до 89.85 г в 1266 г. и до 72.76 г в 1318 г. Чеканка золотых монет возобновилась с середины XIII века: флорин 1252 г. (3.537 г.); экю Людовика IX; венецианский дукат 1284 г.
В реальности, по словам Ж. Ле Гоффа, чеканили серебро: грош Венеции (1203 г.), Флоренции (ок. 1235 г.), Франции (ок. 1235 г.).
Денежные отношения, таким образом, носят весовой характер — что их несколько затрудняет.
Попытки же оценить какую-либо степень богатства могут привести к неадекватным результатам. Можно, к примеру, оценивать по уровню 1100 года — когда ливр колебался в пределах 367—498 г., а можно по уровню 1318 г. — ливр 72.76 г.
Нужно заметить, что ввиду большого риска финансовыми операциями зарабатывали только определённые лица и конгрегации.
Ростовщичеством занимались обычно итальянцы и евреи.
Конкуренцию им составляли аббатства, которые обычно давали деньги под залог «земли и плодов с неё». Целью кредита обычно было паломничество в Иерусалим, сроком — возвращение оттуда. Величина кредита 2/3 суммы залога.
Значительно более солидно выглядел на этом поле финансовой деятельности Орден тамплиеров. У него был особый статус — не только светской организации, но и духовной — следовательно нападения на помещения Ордена рассматривались как святотатство.
Кроме того, тамплиеры получили позже у папы право заниматься финансовыми операциями, благодаря чему вели свою деятельность открыто.
Другим конгрегациям приходилось прибегать ко всякого рода ухищрениям (давать деньги в рост, евреям, например).
Именно тамплиеры являются изобретателями чеков, причём если сумма вклада исчерпывалась, то её можно было увеличить с последующим восполнением родственниками.
Дважды в год чеки посылали в комтурию выпуска для окончательных подсчетов. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика.
За операции с чеками Орден брал небольшой налог.
Наличие чеков освобождало людей от необходимости перемещений драгоценных металлов (игравших роль денег), теперь можно было отправляться в паломничество с небольшим кусочком кожи и в любой комтурии тамплиеров получить полновесную монету!
Таким образом, денежная собственность владельца чека стала недоступной для разбойников, число которых в Средневековье было достаточно велико.
У Ордена можно было взять ссуду под 10% — для сравнения: кредитно-ссудные кассы и евреи давали ссуды под 40%.
Но со времён крестовых походов папы освободили крестоносцев от «еврейских долгов», тамплиерам же отдавали в любом случае.
По мнению Стюварда, «самым длительным занятием тамплиеров, их вкладом в разрушение монополии Церкви на ростовщичество, было занятие экономикой. Ни одно средневековое учреждение не сделало большего для развития капитализма».
Постепенно тамплиеры становятся крупнейшими кредиторами Европы. В числе их должников все — от крестьян до королей и пап.
Банковское дело у них настолько развито, что Филипп II Август доверил казначею Ордена исполнение функций министра финансов.
«В течение 25 лет королевская казна управлялась казначеем Ордена Гаймаром, потом Жаном де Милли».
При Людовике IX Святом королевская казна находилась в Тампле. При преемнике Людовика она продолжала там оставаться и почти слилась с кассой Ордена.
«Главный казначей Ордена стал главным казначеем Франции и сосредоточил финансовое управление страной», — пишет С. Г. Лозинский.
Не только французские короли доверяли казну государства тамплиерам, ещё на 100 лет раньше один из ключей от иерусалимской казны хранился у них.
Рыцарям Храма были знакомы бухгалтерский учёт и принцип двойной записи, чековые расчеты и сложные проценты; во всём христианском мире не было более опытных и честных экономистов.
Орден обладал огромными земельными владениями: в середине XIII века около 9000 мануариев; к 1307 г. около 10500 мануариев. Мануарием в Средние Века называли земельный участок размером 100—200 га, доход с которого позволял вооружить рыцаря.
Справедливости ради надо отметить, что земельные владения Ордена Св. Иоанна более чем в два раза превосходили по территории владения Ордена Храма.
Орден вёл активные строительные работы. На Востоке они по большей части заключались в возведении замков и мощении дорог. На Западе — дороги, церкви, соборы, замки.
В Палестине тамплиерам принадлежало 18 важных замков, например Тортоза, Фев, Торон, Кастель-Пелегринум, Сафет, Гастин и другие.
За срок менее ста лет Орден построил в Европе «80 соборов и 70 храмов поменьше», — говорит Ж. Майе.
Отдельно следует выделить такой вид деятельности тамплиеров, как строительство дорог.
В то время нехватка дорог, множественность «таможенных барьеров» — сборов и пошлин, взимаемых каждым мелким феодалом у каждого моста и пункта обязательного проезда, не считая разбойников и пиратов, затрудняли возможность передвижения.
К тому же качество этих дорог было, по мнению С. Г. Лозинского, отменно низким.
Свои дороги тамплиеры охраняли и на их перекрёстках строили комтурии, где можно было остановиться на ночлег. Люди были защищены на дорогах Ордена.
Существенная деталь: за проезд по этим дорогам не взималась таможенная пошлина! Явление, исключительное для Средневековья.
После падения Иерусалима, Ордена Тамплиеров и св. Иоанна заняли и почти все важные замки севера Сирии, расширив или восстановив девять крепостей из десяти. В течение последних двадцати лет XII в. строительство было продолжено.
Но соперничество и прискорбная ревность, разделявшая их, заставили воспользоваться для своих сооружений противоположными архитектурными стилями.
Тамплиеры, которых всегда подозревали в склонности к ереси и таинственным наукам Востока, возродили традицию Юстиниана, такой, какой она представала в пришедших в упадок крепостях северной Сирии, эту традицию они развили путем ее упрощения.
Госпитальеры в силу своей консервативности взяли за образец фортификационную школу, процветавшую во Франции.
Замок Паломника, Сафет, Бельвуар в Галилее, Бофор и Аркас в Ливане, Ареймех (Красный Замок), Сафита (Белый Замок) и Тортоза в Сирии, Баграс и Гастен на Оронте, Скала Гийома, Скала Рюссоля, Дарбезак и порт Боннель в Армении являлись тяжким бременем для Дома ордена.
Если еще прибавить к этому расходы на содержание монастыря — подвижной силы ордена Храма, которая состояла из 300 рыцарей и, возможно, такого же числа братьев-сержантов монастыря с их оруженосцами, местными наемниками, караваном сменных и вьючных лошадей; и двух монастырей Триполи и Антиохии (не считая боевых сил в Европе, на Иберийском полуострове, — монастыря Испании, лишь вдвое уступавшему монастырю Святой Земли, и всех крепостей на содержании Дома до самой Коимбры), становится ясно, какая финансовая проблема должна была решаться ежедневно магистром и казначеем.
На Ближнем Востоке и в Западной Европе укрепилось до пяти тысяч командорств. Они являлись не только крепостями, но и ячейками финансовой сети.
Значительной была благотворительная деятельность тамплиеров. Устав предписывал им трижды в неделю кормить бедных в своих домах. Кроме нищих во дворе, четверо ели за столом.
Г. Ли пишет, что когда во время голода в Мостере цена меры пшеницы поднялась с 3 до 33 су, тамплиеры кормили 1000 человек ежедневно…