Главная » СРЕДНИЕ ВЕКА » Крах ордена тамплиеров

Крах ордена тамплиеров

Прежде чем начать рассказ о крахе ордена тамплиеров, давайте подробней остановимся на личности короля Франции Филиппа IV, благодаря интригам которого могущественный орден тамплиеров перестал существовать.
В октябре 1285 года на престол Франции взошел Филипп из рода Капетингов, который стал именоваться Филипп IV (позже добавилось прозвище «Красивый»). Было у французского короля и еще одно прозвище — «фальшивомонетчик».
Филипп IV на протяжении всей своей жизни всегда нуждался в деньгах. Деньги ему нужны были, в основном, для ведения войн (он хотел создать единое королевство и захватывал земли соседей).
Также много денег уходило на содержание огромного, по тем временам, чиновничьего аппарата, созданного для того, чтобы воля короля доходила и, главное, исполнялась во всех уголках страны.
Для пополнения своей казны в 1292 году король вводит всеобщее обложение налогами. Мирская знать облагается в объеме сотой доли своего имущества, города выплачивают налог с оборота, церковь обязана выплачивать десятину, как во время войны, так и в мирное время (раньше церковь платила только во время войны).
Также брался налог с каждого домашнего хозяйства.

Еще ввели «ломбардский налог» (он распространялся на итальянских купцов и денежных менял на территории Франции).
Был еще и «еврейский налог».
На нужды войны король брал денежные займы, но займы надо возвращать, да еще выплачивая при этом проценты. Король нашел оригинальный выход: на всех, кому он был должен, начались гонения, а некоторых даже заточили в тюрьму!
Но и этих денег не хватало и тогда Филипп IV решается на аферу с «облегчением»   государственных монет. Это значит, что в монете уменьшается содержание драгоценных металлов, при этом номинал монеты остается прежним или, в случае Филиппа, он даже завышался (вместо номинала в 12 денье новые «облегченные» монеты Филиппа имели номинал 36).
С помощью фальсификации монет король смог выплатить значительную часть своих долгов.
Например: только в период с 1298 по 1299 год казна короля получила от афер с монетами 1 200 000 ливров! И снова все эти средства идут на войну.
Но денег все равно не хватало…
Филипп IV (как и его предшественник) уже давно пользовался услугами тамплиеров — брал деньги под проценты. В итоге король Франции как один из крупных должников ордена, а сумма была настолько огромной, что король не смог бы расплатиться до конца своих дней, попадал в зависимость к тамплиерам и мог стать их марионеткой.
Все это не нравилось королю, и он решает поступить с тамплиерами так же, как и со всеми своими кредиторами, то есть уничтожить, а имущество забрать себе.
Но орден рыцарей тамплиеров был могущественной организацией, к  тому же обладающей собственным войском, закаленным в боях с мусульманами и флотом, поэтому открыто напасть на орден было равносильно самоубийству.
Тогда Филипп IV разрабатывает хитроумный план по ликвидации тамплиеров, который заключался в следующем: монашеские рыцарские ордены подчинялись Папе Римскому, и только он мог принять решение о роспуске того или иного ордена, а это значит, поставь своего Папу и с его благословения делай, что хочешь…

В то время Папой был Бонифаций VIII (199-й Папа, был избран в 1294 году), который являлся ярым противником Филиппа IV. Бонифаций VIII осуждал чеканку фальшивых монет и запрещал в своей булле любые контрибуции с церкви в пользу мирских властей.
На папскую буллу Филипп IV ответил запретом на любой вывоз золота и серебра из Франции.
Конфликты между Папой и королем не могли продолжаться вечно, надо было что-то делать.
Бонифаций VIII пишет очередную буллу, которая 8 сентября 1303 года доставляется в Париж. В ней говорится, что Филипп Французский отлучается от церкви, ибо он запретил прелатам направляться в Рим, а также дал убежище отступнику Стефану Колонна и потерял доверие своих подданных.
Прочитав буллу, король решается на отчаянный шаг. Филипп доверительно беседует с хранителем своей печати Гийомом де Ногаре, после чего тот, отобрав самых надежных рыцарей, отправляется с ними в Ананьи (личные владения Папы), где, при поддержке семьи Колонна, берет в плен Бонифация VIII (Папе тогда было 86 лет).
Однако жители Ананьи, узнав о захвате Бонифация, спешат на помощь и освобождают его.
Освобожденный Бонифаций VIII прожил недолго, через четыре недели он умирает (сказалось жестокое обращение в плену), успевая при этом отлучить от церкви Гийома де Ногаре.
Бенедикт XI, вновь избранный Папа, настроен миролюбиво по отношению к королю Франции, но для планов Филиппа нужен свой человек, и таким человеком становится архиепископ Бордо Бертран де Го, который избирается Папой Римским в 1305 году и принимает имя Климент V.
В том же году 23 декабря Климент V освобождает Филиппа от проклятия Бонифация и дает ему отпущение всех грехов. Также новый Папа обещает распустить орден тамплиеров.
Теперь у короля все готово, и он ждет удобного случая расправиться с тамплиерами. К этому времени рыцари тамплиеры окончательно обосновываются во Франции и даже перевозят казну ордена в Париж (к великой радости короля).
Великий магистр Жак  де Моле был уверен в своей полной власти над королем Франции, как крупным должником.
Кстати, летописцы того времени описывают интересный случай, когда король Филипп IV любил, одевшись простолюдином, затесаться в толпу, походить по базарам, в общем, послушать, о чем говорит народ. Его даже не останавливали сообщения о происходивших то здесь, то там беспорядках.

И однажды недалеко от замка тамплиеров короля узнает «любимый» народ. Вспомнив все то «добро», которое сделал Филипп IV для простых людей (фальшивые монеты, непомерные налоги и т. д.), толпа окружила растерянного и напуганного монарха, послышались угрозы.
Помощь пришла неожиданно. Проходившие мимо рыцари тамплиеры, быстро сориентировавшись в ситуации, поспешили на помощь королю.
Прикрывая короля щитами, рыцари повели его в свой замок, где Филипп IV нашел убежище, пока его войска усмиряли восстание черни в Париже (позже Филипп жестоко отомстит парижанам за их дерзость).
Король Франции был уязвлен пышной роскошью внутреннего убранства резиденции тамплиеров, ему даже показали сокровищницу ордена (чтобы лишний раз продемонстрировать королю, как велика сила и могущество ордена Храма).
В 1306 году Филипп IV начинает осуществлять свой план по уничтожению тамплиеров и захвата их богатств.
Для начала, в июле 1306 года, по приказу Филиппа Климент V вызывает Великого магистра ордена тамплиеров Жака де Моле с Кипра в Париж.
Июнь 1307 года: в Париже Великий Магистр Жак де Моле проводит капитул ордена. Вопросы, обсуждавшиеся на этом капитуле, скорее всего, сводились к появившимся слухам и обвинениям в идолопоклонстве, содомии и ереси, которые вызвали большую тревогу в Ордене.
Откуда же пошли эти слухи?
Вот что пишет Ален Демурже в своей книге «Жизнь и смерть ордена тамплиеров. 1120-1314»:
«Эти слухи возникли в районе Ажана и распространялись человеком по имени Эскье де Флуаран, выходцем из Безье и приором Монфокона.
В 1305 г. этот человек поделился дошедшей до него молвой с королем Арагона Хайме II, и когда последний не выразил доверия к письму Эскье, тот обратился к французскому двору.
«Да будет известно Вашему королевскому величеству, что именно я открыл факты, касающиеся тамплиеров, сеньору королю Франции…»10, снова написал он Хайме II 28 января 1308 г.
Мы находимся в конце 1305 или начале 1306 г. Некоторые советники короля, Гильом де Ногаре, Гильом де Плезиан, начинают собирать досье на орден Храма.
С какой целью?
Ускорить объединение орденов?
Разорить орден Храма?
Оказать давление на папу с целью добиться пересмотра последствий покушения в Ананьи (Ногаре был отлучен от Церкви)?
У нас нет уверенности в том, что цель уже тогда была четко определена.
Папа знал о распространившихся сплетнях и отказывался им верить. Он не мог не упомянуть о них во время своей встречи с королем Франции в Лионе в 1305 г., а затем в Пуатье весной 1307 г.
Чуть позже доверенные лица короля попытались сослаться на согласие папы, чтобы оправдать аресты, однако ни в Лионе, ни в Пуатье об этом и речи не было.»9
Тамплиеры из окружения папы сообщали обо всем этом Великому Магистру Жаку де Моле, который с целью опередить противников, попросил папу Климента V начать расследование об этих обвинениях Ордена и папа 24 августа 1307 года известил короля Франции Филиппа Красивого о том, что дал распоряжение о начале расследования.

Король, который уже принял решение об уничтожении Ордена тамплиеров, решил, что папское расследование может очень затянуться или, упаси Боже, закончиться оправданием Ордена и поэтому нарушает церковную юрисдикцию, передав это расследование в руки королевской полиции…
В письме короля Филиппа IV, которое было датировано 14 сентября 1307 года говорилось, в частности, следующее:
«О горестное, печальное событие, о котором, конечно, ужасно даже думать. <…>
Отвратительное преступление, гнусное злодеяние. <…>
Благодаря нескольким достойным доверия лицам, до нас дошло известие о совершенно бесчеловечном деянии, хуже того, о деянии, чуждом всему человеческому.
<…> Братья ордена воинства Храма, скрывающие волчью злобу под овечьей шкурой и одеянием ордена, гнусно кощунствующие над нашей верой <…> своим символом веры они клянутся, не боясь оскорбить человеческий закон, безотказно отдаваться друг другу, когда бы их ни попросили…
<…> понятно, что всю правду невозможно открыть, иначе как взяв под подозрение всех, и что если и есть невиновные, то важно, чтобы они были проверены как золото в тигле и оправданы судом, который настоятельно необходим…»9
В этом же письме король Франции обвиняет тамплиеров в отречении от Христа, плевках на распятие, совершении непристойных жестов при приеме в орден…
На рассвете 13 октября 1307 года начались аресты тамплиеров — эффект неожиданности был полным.
Количество арестованных тамплиеров в разных источниках отличается, но Папская комиссия, которая проводила допрос тамплиеров в 1309 году, определила их количество в пятьсот сорок шесть человек, арестованных во всей Франции и помещенных в Париже в трех десятках разнообразных мест (тюрьмах, монастырях, частных жилых помещениях)9.
Все замки и дома, принадлежащие ордену, а также остальное имущество были конфискованы.
Но королю Франции не удалось осуществить свою главную цель: захват сокровищ и документов ордена.
Несмотря на секретность тайной операции короля, сокровища, документы  и  архив ордена были вывезены из Парижа за пару дней до начала арестов.
Рассказывают, что у тамплиеров нашли подробные карты парижских подземелий, через которые и могла быть эвакуирована их казна. Ее погрузили в порту Ла-Рошель на корабли, которые уплыли в неизвестном направлении…
22 ноября папа Климент V издал буллу «Pastoralis praeeminentiae»в которой распорядился арестовать всех тамплиеров и передать их имущество в руки Церкви.
Ордену тамплиеров предъявили обвинение по 172 пунктам. Почетное место в этом списке, естественно, занимали обвинения в ереси и святотатстве.

Малькольм Барбер указывает на семь основных статей обвинения тамплиеров. Вот они:
— Тамплиеры отвергают Христа и полагают его ложным пророком, распятым за собственные грехи, а не во имя искупления грехов человечества. Якобы во время своих ритуалов они топчут крест, плюют и мочатся на него;
— Тамплиеры боготворят идола, кошку и голову с тремя лицами, которыми они подменяют Спасителя;
— Тамплиеры не верят в таинства, а священники ордена во время мессы «забывают» произнести формулы пресуществления;
— Магистры и сановники ордена, будучи мирянами, отпускают братьям грехи;
— Тамплиеры практикуют непристойные и гомосексуальные обычаи;
— Тамплиеры дают обет содействовать обогащению ордена любыми средствами;
— Тамплиеры тайно собираются по ночам; всякая огласка относительно капитулов строго наказывается, вплоть до смерти.10
В Париже допросы арестованных тамплиеров начались уже через неделю после их ареста. Все тамплиеры в чем-то сознавались, но решающее значение для хода процесса имели признания сановников.
Вот, например, какое признание сделал прецептор Нормандии пятидесятишестилетний Жоффруа де Шарне:
«Когда его принимали, ему принесли крест с изображением Иисуса Христа, и тот же самый брат, который его принял, велел ему не верить в того, чье изображение было перед ним, потому что это лжепророк, а не Бог.
И тогда принимавший его брат заставил его трижды отречься от Иисуса Христа — по его словам, только устами, но не сердцем.
Когда его спросили, плевал ли он на само изображение, он под присягой сказал, что не помнит такого, и думает, что это потому, что они торопились.
Когда его допрашивали по поводу поцелуя, он сказал под присягой, что поцеловал магистра, который его принял, в пупок, и слышал, как брат Жерар де Созе, прецептор Оверни, говорил братьям, присутствовавшим на капитуле, что предпочитает совокупляться с братьями ордена, нежели предаваться разврату с женщинами, но сам он этого никогда не делал, и никто никогда его к этому не принуждал…»10
Больше всего навредило ордену тамплиеров признание генерального досмотрщика ордена Гуго де Пейро, котрый по своим должностным обязанностям присутствовал на большинстве церемоний приема новых членов в орден. Так вот, Гуго де Пейро сообщил почти тоже, что и прецептор Нормандии Жоффруа де Шарне, но при этом еще добавил, что сам непосредственно принимал братьев таким же точно образом, «потому что таков был обычай согласно уставу ордена»9.
В октябре и ноябре следствие добыло среди арестованных в Париже тамплиеров 138 свидетельских показаний, причем 134 из них частично или полностью подтвердили обвинения, выдвинутые против их Ордена…

Каким способом получались признания, сомневаться не приходится, ведь король Филипп IV своими распоряжениями напрямую предписывал «при необходимости» применять пытки…
И наконец, 24 октября, сам Великий Магистр Ордена тамплиеров Жак де Моле подтвердил утверждения Шарне и Пейро, повторив на следующий день в присутствии магистров Парижского университета публично свое признание, а также приказал всем братьям Ордена говорить только правду и признаться во всем.
Это заявление Великого Магистра совершенно сломило всякую волю тамплиеров к сопротивлению…
Что же касается справедливости обвинений, то тот же Де пишет:
«Теперь пришло время задаться вопросом о реальности этих обвинений, т. е. о проблеме невиновности или виновности тамплиеров.
Однако важно показать, что эти непомерные обвинения не отличались новизной и Ногаре с подручными почерпнули их из проверенного арсенала борьбы с ересями.
И в этом они не были первопроходцами: епископ Памье Бернард Сессе в 1301 г. и папа Бонифаций VIII в 1302-1303 гг. уже успели прибегнуть к накопленному в этой области опыту.
Во всех этих судебных делах ощущается усмешка Ногаре, метод которого состоял в том, чтобы превратить противника — будь он сам папа — в еретика. И тогда он без промедления обращал в свою пользу страхи и панику, которую вызывало одно упоминание о ереси у средневековых людей.»9
В 1310 году возле монастыря святого Антония (под Парижем) были сожжены на кострах 54 рыцаря тамплиера. Пытками из рыцарей вырывались признания в чудовищных преступлениях (ересь, служение сатане, противоестественные пороки), и на основании этих показаний 3 апреля 1312 года на заседании XV Вселенского собора Папа Климент V огласил постановление о расформировании ордена тамплиеров.
В марте 1314 года был сожжен Великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле. На казни присутствовал король Франции Филипп IV.
Жак де Моле перед смертью произнес проклятие в адрес короля, Папы Климента V и Гийома де Ногаре (который руководил арестами тамплиеров и лично пытал Великого магистра).
Что интересно: в течение короткого времени все трое «проклятых» умерли  один  за другим.
Прибыль короля Франции Филиппа IV от уничтожения ордена тамплиеров на французской земле составила четверть миллиона ливров.
Орден тамплиеров перестал существовать, его земли, замки корабли и верфи были конфискованы.
Многое из имущества тамплиеров унаследовали рыцари госпитальеры (например, замок Тампль в Париже) а также другие рыцарские ордены. Оставшиеся в живых рыцари тамплиеры, которые находились за пределами Франции, были вынуждены вступить в ряды других орденов.
Этьен Кассе в своей книге «Фальсифицированная история» предлагает свой вариант причины уничтожения Ордена Храма (подробнее).
Орден Храма также официально обвинили в пышном расцвете в его рядах гомосексуализма. Это, впрочем, весьма характерно для замкнутых однополых организаций.
Вот что писал в своей «Истории католических орденов» церковный историк Фома Тулузский:
«Те, кто ранее был оплотом и надеждой Церкви, погряз в самых богомерзких грехах. He стесняясь ничего и никого, безбожники выставляли их напоказ, а многие публично плевали и мочились на крест.
Некоторые открыто хвалились тем, что почитают Магомета вместо Иисуса.
Никто не соблюдал устава.
Наказанием для них стала мучительная смерть, которая должна была стать назиданием всем другим, кто посмел бы когда-либо посягнуть на устои нашей веры.»

Если это обвинение и имело под собой почву, то тамплиеры не сильно отличались от тогдашнего духовенства. Вот что писал о духовенстве один из современников:
«Наши прелаты открыто предаются распутству, бражничают, скачут верхом, бесстыдно сожительствуют с любовницами в епископских дворцах.
Эти недостойные служители толкают верующих в пропасть, а простое духовенство дошло до последней степени развращенности.
Звание священнослужителя вызывает такое презрение, что мы вынуждены набирать служителей Бога среди продажных людей, прелюбодеев и убийц…»

Послесловие
В конце октября 2007 года в Ватикане прошла презентация книги под заголовком «Процесс рыцарей-тамплиеров». Она представляет собой репринтное издание протоколов одного из самых скандальных судебных дел в истории. Оригинал был написан 700 лет назад по-латыни на гигантском пергаментном свитке, который хранится в секретном папском архиве.
Книга издана тиражом всего 799 экземпляров, каждый из которых стоит 8 тысяч долларов, и предназначена для библиотек и богатых коллекционеров.
Документ представляет огромный научный интерес, но подавляющее большинство историков и без того давно считают, что тамплиеры были невиновны — по крайней мере, в том, за что их официально судили.
По заявлению Ватикана, публикация протоколов предпринята с целью сбора средства на реставрацию других исторических документов, хранящихся в папском архиве.
Однако некоторые наблюдатели задаются вопросом, не является ли это первым шагом к официальной реабилитации тамплиеров католической церковью ?
В 1920 году Ватикан канонизировал Жанну д’Арк, сожженную в XV веке по обвинению в колдовстве, а при покойном папе Иоанне-Павле II принес извинения за действия инквизиции и крестовые походы

Оставить комментарий