Великий магистр Ордена Храма с 1171 по 1179 год.
Сент-Аман был маршалом Иерусалима, затем — великим виночерпием Королевства.
Вступил в Орден в начале февраля 1171 года.
Став магистром, Сент-Аман стал ожесточенно бороться против королевской власти, что повлекло за собой скверные последствия для всего Ордена.
Непримиримость магистра привела к тому, что в течение нескольких лет Орден Храма утратил весь свой дипломатический авторитет.
«В 1172 году Старец Горы, глава таинственной секты исмаилитов, обосновавшейся на отрогах Ливанских гор, направил своих посланников к иерусалимскому королю, предлагая союз против сарацин; он также изъявлял желание стать христианином вместе со всеми своими последователями.
И мусульмане, и франки побаивались Старца Горы и страшились вылазок его невидимых убийц-ассасинов, решавших все вопросы с помощью отравленных кинжалов.
Покушения не угрожали лишь тамплиерам и госпитальерам.
«К чему убивать их магистра, — говорили исмаилиты, — если они поставят на его место другого?»
И вот, когда Амальрик без колебаний принял предложения Старца Горы и отправил посланцев с письмами и подарками этому шейху, тамплиеры по дороге напали на них и перерезали всех. »1
«Мотивы убийства неизвестны.
Но в условиях, поставленных Старцем, предусматривалось, что тамплиеры прекратят собирать подати на территории исмаилитов.
Амальрик согласился и обещал рыцарям возместить ущерб.
Однако не преследовали ли действия Старца иной цели, кроме избежания этих налогов, не были ли это попытки одурачить короля иллюзорными обещаниями?
Трудно вообразить, чтобы шейх и его фанатичные ассасины массами обращались в христианство, и тамплиеры, возможно, ощущали тот же скепсис, что и мы.
Амальрик, возмущенный и встревоженный, принес извинения Старцу Горы, тут же позабывшему свои планы союза и обращения, — и потребовал у магистра ордена Храма выдачи виновных.
Одон ответил, что убийцей был некий брат Готье дю Месниль, рыцарь одноглазый и тупой, которого будет судить его капитул; но передать его в руки королевского правосудия он отказывается.
Вслед за тем Амальрик с несколькими отрядами осадил командорство Сидона и захватил самого брата Готье. Одновременно король поведал Гийому Тирскому, что намеревается укротить орден Храма, независимость которого начала угрожать королевству; и только внезапная смерть его помешала осуществить эти планы, имевшие бы весьма серьезные последствия для Дома.»2
«Отказываясь выдать убийцу, брат Одон, вероятно, покрывал того, кто только повиновался его приказам.
Но одновременно магистр ордена Храма вступил в борьбу, во всей Европе разделявшую власти духовные и светские в отношении к преступным клирикам.
Клирик, виновный в убийстве или воровстве, — подлежал ли его проступок исключительно церковному суду?
Именно в этой проблеме — глубинная причина непримиримого спора между Генрихом II Английским и Томасом Бекетом, закончившегося убийством архиепископа на ступенях алтаря Кентерберийского собора в этом же, 1172, году.
Когда Одон де Сент-Аман захлопнул врата своих командорств перед королевским правосудием, он действовал в том же духе, что и Бекет; тем не менее церковные привилегии и военная мощь ордена Храма тревожным образом дополняли друг друга, и магистр более дальновидный, чем Сент-Аман, поостерегся бы ускорять конфликт, в котором Дому предстояло потерять все.
В магистерство Одона де Сент-Амана рыцари ордена Храма и госпитальеры св. Иоанна, всегда завидовавшие друг другу, наконец довели свои отношения до бурной ссоры.
Но, кажется, магистры обоих орденов осознали, что подобная борьба неуместна, так что с одной стороны брат Одон и Роже де Мулен — с другой выработали условия, которые следовало рассмотреть прежде всего трем братьям из каждого ордена, выбранным командорами Домов; если же они не придут к согласию, должно было воззвать к общим друзьям и в конце концов — к магистрам, которым направят письма, разъясняющие суть спора.
«И если какой-нибудь брат — от чего сохрани Бог — нарушит это соглашение и этот мир, знайте, что он нарушит приказы Дома и Иерусалимского капитула и принести повинную за это он сможет, только явившись пред магистром и его капитулом в Иерусалиме».
Александр III ратифицировал договор 2 августа 1179 г.»1
Одон де Сент-Аман полагал, что следует построить замок, который бы перекрыл Брод св. Иакова — переправу через Иордан в верховьях у Генисаретского озера, через который сарацины проникали в Галилею.
На это король Балдуин возразил, что не имеет на это права по условиям недавнего договора (между христианами и сарацинами был заключен вечный договор, что новые крепости на границах не будут строиться во время перемирия).
«Магистр ответил, что не принимал на себя подобных обязательств и что его орден займется строительством.
В этом снова обнаруживается склонность тамплиеров ставить себя выше любых обязательств, феодальных или канонических.
Но потом им удалось убедить короля прийти с войском охранять их, пока они занимаются строительством.
Замок Шатле был построен в течение зимы 1178-1179 г. под наблюдением короля и Сент-Амана и получил гарнизон из шестидесяти братьев ордена Храма и полутора тысяч наемников, состоявших на королевском жаловании.
Балдуин и брат Одон, оставив сенешаля ордена Храма, поднялись на пастбища, к укреплению Мезафат, чтобы лошади подкрепились молодой травой.
Внезапное нападение Саладина застало всех врасплох.
По словам Гийома Тирского, битва закончилась для франков трагично из-за горячности брата Одона, бросившегося со своими рыцарями навстречу туркам.
Магистр и множество братьев ордена попали в руки султана, в то время как сам король был обязан спасением только преданности своих людей.»1
Одон де Сент-Аман умер в плену (Дамаск) 8 октября 1179 года.
Он не допустил, чтобы его выкупили или обменяли:
«Тамплиер, — говорил он, — может предоставить в качестве выкупа только свой пояс и боевой кинжал».
Возможно, он не пожелал покинуть братьев ордена, разделявших его плен, слишком многочисленных, чтобы быть выкупленными.
Источники информации:
1. М. Мелвиль «История Ордена тамплиеров»
2. Гийом Тирский. Кн. XX, гл. XXXII//Recueil des Historiens