Толчком к созданию ордена Тамплиеров послужил 1-й Крестовый поход. В июле 1099 года крестоносцы овладели Иерусалимом.
Христианский мир ликовал. Еще бы!
Результатом первого крестового похода стало освобождение Иерусалима, а это значит, что Святая Земля перестала принадлежать неверным.
Однако гораздо важнее расширения территориальных пределов стало возвращение надежды в сердца людей, вновь обретших Святыню.
Освобождение Иерусалима стало, образно говоря, освобождением от оков, более духовных, нежели материальных по своей сути. Истосковавшиеся по настоящему, глубокому, великому, люди разных национальностей, мужчины и женщины, юноши и старики устремились в Иерусалим с одной целью: поклониться Святым местам.
К сожалению, религиозный порыв, возвышающий душу, не является достаточной защитой от всех превратностей пути. Преодолев многие тяготы морского путешествия (наиболее доступный путь из Европы в Святую Землю проходил по Средиземному морю), паломники зачастую становились жертвами вначале просто шаек, а затем и организованных банд грабителей.
Легкость наживы и практически полная безнаказанность вели к быстрому росту их числа, а это, в свою очередь, сделало путь в Иерусалим опасным не только для кошелька, но и для жизни самих паломников.
И вот в 1118 году в Иерусалиме группа из 9 французских рыцарей, во главе которых стоял рыцарь Хуго де Пейен(де Пейн), решила сплотится в братство, которое поставило перед собой цель защищать братьев по вере.
Рыцарь Хуго де Пейн стал первым магистром ордена.
Рыцари принимают 3 монашеских обета: бедности, послушания и целомудрия, — к которым добавляют четвертый, свой: защищать паломников.
Совершенно нищие, они вынуждены порой ездить на одной лошади; впоследствии это нашло отражение на знаменитой печати Ордена.
В январе 1120 года небольшой отряд рыцарей прибыл на церковный собор в Наблусе. На этом соборе присутствовало все иерусалимское духовенство.
Был поставлен вопрос о признании церковью нового братства и такое признание было получено.
Первым покровителем ордена стал король Балдуин I (правитель Иерусалима), который передал рыцарям часть своего дворца.
Дворец этот располагался на месте бывшего иудейского храма Соломона на Храмовой горе Иерусалима. Среди европейцев (или как их называли мусульмане, «франков») этот замок был известен под названием «Храма Соломона».
Таким образом, новое братство получило название «Орден храма», а члены братства стали называться храмовниками или тамплиерами (от Теmрlе — храм).
В течение первых девяти лет ряды рыцарей не пополнялись.
До сих пор остается неясным, почему, несмотря на такой, казалось бы, быстрый рост известности и естественное желание многих благородных людей своего времени послужить верой и правдой делу, начатому тамплиерами, в течение первых девяти лет в Орден не принимались новые члены.
Ныне существует огромное количество мнений по этому поводу, часто спорных и противоречащих одно другому.
Не вызывает сомнения одно: это не могло быть случайностью.
И если мы не знаем истинных причин, то это вовсе не значит, что этих причин не было. Они были, точно так же, как существовали и глубокие философские концепции и мудрость, почерпнутая тамплиерами на Востоке.
Только будучи реалистами и хорошо понимая невозможность обнародования многих истин из-за опасности профанизации, рыцари научились эту мудрость хранить, и с самого момента основания Орден можно было уподобить айсбергу, у которого мы можем видеть всего одну шестую часть его истинной величины.
Лишь только по отдельным, самым ярким событиям, в истории Ордена можем мы сейчас догадываться о той части «айсберга», что была под водой, о тех идеях и принципах, что руководили «бедными рыцарями христовыми».
«Бедные рыцари Христа» могли бы так и пребывать в безвестности, если бы к 1126 году не приняли в качестве собрата графа Гуго Шампанского. Он стал крестоносцем отчасти из сострадания, отчасти с досады — после того, как лишил сына наследства и передал свои земли племяннику Тибо де Бри.
Бернар Клервоский — вдохновитель второго крестового похода, канонизированный ещё при жизни как Святой Бернар, получивший от графа Гуго земли Клерво, чтобы основать там свой монастырь, поздравил его в письме, где выразил и свое разочарование тем, что обитель не получила такого брата.
Гуго Шампанский не покидал больше Святую Землю, где и умер в 1130 году, но вполне можно полагать, что именно он послужил связующим звеном между Хуго де Пейеном и Бернаром Клервоским. Клервоский аббат сразу же проникся горячей дружбой к магистру «Бедных рыцарей» и призвал Папу, легата и архиепископов Реймсского и Сансского собрать Собор.
Благодаря св. Бернару Клервоскому и Гуго Шампанскому (хотя последний и не присутствовал при этом событии) в день святителя Илария 14 января 1128 года собрался Собор в Труа, где состоялась официальная «регистрация» нового ордена.
Возглавлял Собор кардинал-легат Матвей Альбанский, но истинным авторитетом для Собора был Бернар Клервоский, ибо собрание состояло почти целиком из его друзей, учеников и ревностных последователей.
Решением церковного Собора в Труа — высочайшего органа, собиравшегося далеко не по любому поводу, а лишь в исключительных случаях, — был утвержден официальный статус тамплиеров: рыцарско-монашеский Орден.
Сам Папа лично брал под свое покровительство новый Орден, члены которого не только служили делу Христову, но и должны были защищать интересы этого дела везде, где бы они ни находились.
Когда Собор в Труа утверждал устав тамплиеров, сочинение Бернара «De laude novae militiae» (название которого на русский правильно перевести как «Слава новому рыцарству», но хочется сохранить и при переводе латинское слово, ныне столь обрусевшее: «Слава новой милиции») служило им идеологической программой, да и устав из 72 статей составил Бернар (подробнее).
Более того, Бернар предложил тамплиерам (и де Пейн принял) носить ту же одежду, что и монахи его собственного, цистерцианского ордена (впоследствии ордена бернардинцев): белую.
Только позднее тамплиеры стали нашивать на белую одежду красный крест — как и все, связанные с крестовыми походами.
Конечно, Бернард не был кровожаден. Он ненавидел насилие и кровь, зло и ложь, и потому так обрадовался появлению тамплиеров, которые должны были с насилием бороться.
«Новая милиция» была действительно нова относительно обычного рыцарства.
Веками всадник с мечом, феодал, рыцарь, сражался за земное — ради имения, ради славы своего рода, своей нации, ради наживы.
«Новые рыцари» сражались за добро, ради Христа, а «если человек сражается за доброе дело, то не может сражение привести ко злу, точно так же как не может победа считаться благом, если сражение велось не за доброе дело или из дурных побуждений».
«Прежняя милиция» любила почести, деньги, красивое вооружение — «новая милиция» защищала простой народ, держала себя скромно, оборонялась от демонов молитвами и обетами, прежде всего — целомудрием.
«Прежняя милиция» истребляла людей, «новая милиция» истребляла зло (на латыни у Бернара выходил каламбур: одни занимаются «гомицидом» («человекоубийством»), другие «малицидом» («злоубийством»).
«Новая милиция» оказывалась самым совершенным и активным элементом общества, воплощением единства светского и церковного, верно служащим и Церкви в целом, и Святому Престолу.
Собору в Труа суждено было стать поворотным в истории тамплиеров, ибо с него начинается быстрый рост численности и богатства Ордена. Несмотря на строгие требования к происхождению и образу жизни и поведения, в Орден принимаются все новые и новые рыцари.
Тамплиеры, хотя и взяли в руки меч, вовсе не превратились в машины для убийства. Их задачей было поддержание мира, и, по мере возможности, они исполняли свою задачу без насилия.
Своей личной отвагой и мужеством они быстро снискали уважение и признание.
Тамплиеры не только охраняли пилигримов на их путях в Святую Землю, но и сопровождали короля в его поездках, делая их безопасными.
Очень скоро Орден был овеян романтическими легендами о бескорыстных и бесстрашных рыцарях, готовых прийти на помощь человеку, попавшему в беду. Такими они и были на самом деле.
Многочисленные паломники разнесли весть об этих славных воинах по всем уголкам Европы, и через несколько лет не было в Европе мест, где не восхищались бы подвигами тамплиеров.
Два идеала освещали путь благородным людям того времени: рыцарский и монашеский, два пути вели их к этим идеалам: путь служения и защиты святынь с мечом в руках и путь отречения от мирской суеты и напряженных духовных поисков в уединении монастыря с целью обретения и защиты святого в собственной душе.
Бернар мастерски — иначе и не скажешь — соединил в одно целое эти казавшиеся столь далекими друг от друга пути, сумев сделать их взаимодополняющими.
Воистину непобедимым должен был стать рыцарь, защищенный физически и стойкий духовно!
Эта военно-монашеская организация известна под несколькими названиями:
-Орден бедных рыцарей Иисуса из Храма Соломона;
— Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона;
-Орден бедных братьев Иерусалимского Храма;
-Орден тамплиеров;
-Орден храмовников.
На французском языке также несколько названий этой организации:
-de Templiers;
-Chevaliers du Temple;
-L`Ordre des Tampliers;
-L`Ordre du Temple.
На английском : Knights Templas.
На итальянском: Les Gardines du Temple.
На немецком: Der Templer;
Des Templeherrenordens;
Des Ordens der Tempelherren.
Официальное наименованиие этого Ордена на латинском языке, которое ему было дано Римским Папой при учреждении — Pauperurum Commilitonum Christi Templiqne Solamoniac