Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве представляет собой подлинный шифр в камне, который до сих пор ученые не могут вскрыть.
Храм высотой 65 метров, являющийся символом Москвы и России, был возведен в 1555-1560 годах в честь взятия русскими войсками города Казань и изначально был назван Собором Покрова Богородицы на Рву.
Казань, как оплот казанских татар, была взята войсками русского царя Ивана IV (Грозного) с третьей попытки в 1552 году.
Из-за того, что подступы к городу были заболочены, брать его штурмом можно было только с восточной стороны — со стороны Арского поля. Однако на тылы русских войск, которые располагались у восточной стены Казани, совершал набеги князь Япанча, ставший лагерем в ближнем лесу.
12 сентября 1552 года русские заманили князя в засаду и разгромили его войско, что позже вошло в летопись как победа на Арском поле.
13 октября русские саперы взорвали Арскую башню казанского кремля, а 14 октября начался общий штурм Казани.
В результате успешных действий русских войск 15 октября город пал…
Все описанные выше события нашли отражение в архитектурном «тексте» Василия Блаженного, но в целом символизм храмовых форм выходит за рамки события, память о котором должен был сохранить.
Согласно одной из гипотез, архитектура собора олицетворяет образ Небесного Иерусалима, грядущего Царства Божия. В этом случае структура храма прочитывается как 8+1 (восемь престолов-церквей вокруг центрального — Покровского).
8 — это число Судного дня (семь дней Творения, создания этого мира, восьмой день — его обновление, новое Творение).
Однако 8 – это также и число Новой церкви: в Апокалипсисе сказано о семи вселенских церквах (Константинопольской, Александрийской и других патриархиях), восьмая — это Церковь Небесная.
Исходя из другой гипотезы, церковь Покрова на Рву воспроизводит формы главной мечети Казани — восьмиминаретной Кул Шариф, которая была превращена в развалины после штурма города.
Если это так, тогда «шифр» Василия Блаженного прочитывается как отчётливый намёк на храм Софии Константинопольской: там турки водрузили полумесяцы на месте крестов, здесь — кресты на месте полумесяцев.
Исходя из этого предположения, некоторые исследователи считают, что декорирование куполов московской «мечети» повторяет орнаменты на тюрбанах турецких чиновников разных рангов.
Восемь «минаретов» группируются вокруг центрального придела — Покровского, купол которого, возносящийся выше остальных, декорирован не «по-турецки», а традиционно, по-православному, что должно символизировать победу христианства.
Структура Храма Василия Блаженного
1 | Церковь Трех Патриархов — в честь Александра, Иоанна и Павла Константинопольских, память которым отдается 12 сентября, в день победы русских на Арском поле. |
2 | Церковь Александра Свирского — в честь новгородского святого, память которого празднуется тоже 12 сентября. Кроме того, святой был канонизирован в 1547 году — в год, когда Ивана IV венчали на царство. |
3 | Церковь Григория Армянского — в честь первого епископа Армении (IV век). Его память отмечается 13 октября, когда русским саперам удалось взорвать Арскую башню. |
4 | Церковь Покрова Богородицы — в честь праздника всех православных воинов, который отмечается 14 октября, в день начала казанского штурма. Кроме того, на обратном пути в Москву Иван IV получил известие о рождении сына. Проблема престолонаследия, стоявшая много лет, наконец была решена. О ниспослании наследника московские цари молились как раз образу Покрова Богородицы. |
5 | Церковь Киприана и Иустины. Эти святые жили в III веке в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращенным в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции. Их память чествуется 15 октября, в день взятия Казани. |
6 | Церковь Святой Троицы. Дата праздника не совпадает с хронологическими рамками казанского похода. Здесь связь иного рода: сразу после очистки Казани от трупов, 17 октября, город был освящен во имя Святой Троицы. |
7 | Церковь Входа Христова в Иерусалим. С ним ассоциировался торжественный въезд царя Ивана IV Грозного в Москву как православного триумфатора. Эта аллюзия также закрепляла за Москвой статус Второго Иерусалима — города, которому доверено хранить чистоту веры. |
8 | Церковь Николая Чудотворца Великорецкого названа в честь помещенной здесь чудотворной иконы святого, которую провезли по всем только что присоединенным землям в знак их вхождения в православную державу. |
9 | Церковь Варлаама Хутынского. Этому святому молился царь Василий III, прося послать ему законного наследника, которым и стал Иван IV Грозный. |
План Храма Василия Блаженного
Источники информации:
1. сайт Википедия
2. журнал «Вокруг света» № 10 2009г