Главная » ДРЕВНИЙ МИР » Троянский конь. Правда или вымысел

Троянский конь. Правда или вымысел

троянский конь значение

Сегодня многим известна знаменитая легенда о Трое и троянском коне, а сам троянский конь давно стал именем нарицательным и наши ироничные современники даже назвали его именем разрушительный компьютерный вирус…

Несмотря на то, что подлинность существования Трои подтвердили поиски и раскопки знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана (1822—1890 гг.), в миф о Троянском коне трудно поверить (я и сам, честно говоря, до сих пор не могу понять, как троянцы попались на такую уловку — прим. автора сайта).

Но, тем не менее, это уже история, а первыми источниками, которые рассказали об этом легендарном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позже Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история также переплелась с вымыслом.

Единственным источником для нас может служить лишь поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечал греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта надо относиться весьма осторожно.

Сегодня достоверно известно, что большое военное сражение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), расположенном на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 годами до нашей эры (по другим данным, около 1240 года до н.э.).

похищение ЕЛЕНЫ

Причиной этой войны стало похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. В ответ на призыв Менелая известные греческие герои пришли ему на помощь.

По «Илиаде», освобождать похищенную Парисом Елену отправилось войско греков под предводительством микенского царя Агамемнона — брата Менелая.

Участие в этой войне принимали и боги: Афина и Гера — на стороне греков, Афродита, Артемида и Аполлон, Арес — на стороне троянцев.

Попытка возвращения Елены путем переговоров потерпела неудачу, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Хотя троянцев было в десять раз меньше, Троя оставалась неприступной…

Город Троя, на месте которого сегодня находится турецкое местечко Гиссарлык, был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена.

Возможно, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.

троянская война

Троя была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, поэтому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который располагался на берегу Геллеспонта.

Троянцы же иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, которые были вытащены на берег.

Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, число кораблей и воинов преувеличены.

Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, так как их достаточно легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек…

Скорее всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их, как уже было сказано ранее, Агамемнон, царь «многозлатых Микен», а во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

Гомер называет ахейцев «копьеборными», поэтому нет сомнений в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. Воин имел медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит.

Ахилл

Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Воины же низшей иерархии были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воинами Трои.

Благодаря описаниям Гомера можно представить обстановку, в которой проходило это единоборство.

Противники располагались недалеко друг от друга: боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей.

Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность.

Лишившийся меча вождь укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие…

Одиссей

Подготавливаясь к бою, колесницы и пехота размещались в определенном порядке: боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, «чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил».

Прикрываясь «выпуклобляшными» щитами, за боевыми колесницами выстраивались пешие воины, которые были вооружены копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет «густыми фалангами». Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, «чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле».

Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих».

Первые удары пехота наносила копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами Ахиллпехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, однако стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.

Однозначно, в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Маневр на поле боя в то время еще не применялся, но уже появились зачатки организации взаимодействия боевых колесниц и пеших воинов.

Такой бой длился до наступления ночи, а если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если же соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, которое находилось в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря — рва, заостренных кольев и стены с башнями).

Стража, которая состояла, как правило, из нескольких отрядов, размещалась позади рва. С целью захвата пленных и выяснения намерений противника, ночью в лагерь врага высылалась разведка, а также проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся…

Примерно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на десятый год войны (!) стали разворачиваться основные события…

Как-то раз троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы начали штурмовать стену с башнями, но вскоре были отброшены.

Позже им все же удалось разбить камнями ворота и ворваться в укрепленный лагерь ахейцев, где завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших — непобедимый Ахилл, который посорился с Агамемноном…

Видя, что теснимые троянцами ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Ахейские воины выстроились в несколько шеренг и сумели отразить атаку троянцев, а контратакой — «ударами острых мечей и пик двуконечных» — отбросили их…

Нападение троянцев было отбито, но сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои, а доспехи Ахилла достались врагу. Позже Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разгневанный гибелью друга, вновь вступил в сражение.

Впоследствии он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.

На этом завершается «Илиада» Гомера.

По более поздним мифам, позже на помощь троянцам пришли амазонки во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Однако вскоре и они погибли от руки Ахилла.

А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном, одна из которых попала в единственное уязвимое место — пятку Ахилла, другая — в грудь.

Доспехи и оружие погибшего Ахилла достались Одиссею, который был признан храбрейшим из ахейцев…

После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою им не взять. За этими героями немедленно было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам.

В итоге, Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса, а Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по предсказанию, попав в город, сделали бы его неприступным.

Позже Одиссей и Диомед пробрались в Трою и похитили из храма Афины палладий, который защищал город от врагов, однако, несмотря на это, мощные оборонительные стены Трои оставались неприступными…

И тогда хитроумный Одиссей придумал необыкновенную военную хитрость…

Длительное время, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей изложил свой дерзкий план, согласно которому надо было построить огромного деревянного коня, внутри которого должны были разместиться самые искусные и смелые воины.

Все же остальное ахейское войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос. Как только троянцы увидят, что ахейцы покинули побережье, они подумают, что осада Трои снята и, наверняка, затащат деревянного коня в Трою.

Ночью же ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота.
И тогда — последний штурм ненавистного города!

Три дня стучали топоры в ревностно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы»1. Для постройки коня греки срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея.

Троянцы, ликуя от происходящего, вышли из осажденного было города и с любопытством ходили по опустевшему берегу, а затем с удивлением окружили огромного деревянного коня, который возвышался над кустами прибрежных ракит.

Кто-то из них советовал бросить коня в море, кто-то — сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затащить его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.

Лаокоон

В самый разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» — вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и из конского чрева послышался еле слышимый медный звон.

Однако Лаокоона никто не слушал, а все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, который стоял в окружении придворной знати рядом с деревянным конем.

Пленник назвался Синоном и объяснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам — это было условием благополучного возвращения домой.

Синон убедил троянцев в том, что деревянный конь являлся посвятительным даром богине Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если бы троянцы уничтожили коня. Однако, если поставить этого коня в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…

Не успел Синон произнести эти слова, как со стороны моря раздался полный ужаса крик: из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона и двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В одно мгновение несчастные испустили дух…

Теперь уже ни у кого не было колебаний в правдивости слов Синона и, соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы деревянный конь прошел в Скейские ворота, троянцам пришлось даже разобрать часть крепостной стены, но коня все таки поставили на указанном Синоном месте…

Ночью, пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К этому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и захватило город, в результате чего Троя была разграблена и уничтожена…

Сколько же греческих воинов разместилось в троянском коне?

Согласно «Малой Илиаде» в нём сидело 50 лучших воинов, по Стесихору -100 воинов, по другим — 20, по Цецу — 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем 5…

Но почему причиной гибели Трои стал именно конь?

Этим вопросом задавались еще в древности, а многие авторы пытались найти целесообразное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников…

Сейчас же принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, которую применили ахейцы при взятии Трои.

падение трои

Под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы, а из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой. Кто-то, как царь Агамемнон, дома найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях.

По существу, это конец героического века, а под стенами Трои нет ни победителей, ни побежденных: герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей…

Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины.

Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное с исторической точки зрения событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию.

Только спустя несколько столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории, а разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом и многие государства перестанут существовать…

Результаты последних археологических экспедиций пока еще не позволяют убедительно восстановить сценарий Троянской войны, но их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против большого государства, которое находилось на западном берегу Малой Азии и мешало грекам обрести власть над этим регионом.

Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана…

Источники информации:
1. сайт Википедия
2. Большой энциклопедический словарь
3.«Великие тайны прошлого» (Verlag Das Beste GmbH)
4. Курушин М. «100 великих военных тайн»
5. Гигин «Мифы»

Оставить комментарий