Как гласят легенды чернокожих жителей верховьев Нила, бачвези — загадочные светлокожие люди — прибыли на территорию Уганды с севера, затем возвели каменные города и поселки, проложили каналы для орошения, вырубили в некоторых местах в скальных породах траншеи и отверстия, похожие на шахты, глубиной до 70 метров.
Они поражали местных жителей своим запасом знаний и удивительными способностями…
«Это были прекрасные люди, — рассказывают старики. — Они делали вещи, которые не мог сделать ни один человек. Они с легкостью пролетали над озерами, забирались на отвесные скалы. Они лечили все болезни. Они сообщали вести о событиях, которые происходили очень далеко».
Бытует большое количество предположений, из каких мест могли прийти в Африку бачвези, среди них называются столица Древней Абиссинии Аксуме, Древняя Месопотамия, Кипр.
Самые первые упоминания об этом таинственном светлокожем народе связаны с созданием королевства Буньоро Китара приблизительно в XIII веке нашей эры. Этим королевством бачвези успешно правили сто пятьдесят лет, после чего неожиданно исчезли…
После этого огромное королевство разделилось на княжества Анколе, Буганда и Баторо, а две высокопоставленные семьи, потомки которых стали называться тутси, перебрались южнее. Так в XVI—XVII веках возникло государство Руанда, а в конце XVII века сформировалось Бурунди.
Влияние княжества Буганда, владевшего многими землями, имевшего вассалов, рабов и огромное войско, в том числе до 400 крупных военных кораблей, возросло до того, что к середине XIX века оно монополизировало торговлю на побережье Индийского океана.
В 1862 году в Уганду прибыли первые европейцы, которые были приняты местными жителями за легендарных бачвези, ведь легенды о могущественном светлокожем племени, которое возникло из ниоткуда и ушло в никуда, передавались из уст в уста на протяжении столетий…
Бачвези оставили после себя постройки, развалины которых сохранились до сегодняшнего дня. Также археологи обнаружили необычные предметы, которые по времени относились к эпохе существования Бигго-бья-Мугеньи, но по внешнему виду совершенно не соответствовали тем изделиям, что изготавливали племена, населяющие Уганду.
Так в середине прошлого века заключенные центральной тюрьмы Уганды, которая расположена в Лузире, пригороде столицы Уганды Кампалы, копали траншею под фундамент для строительства подсобных помещений. Вдруг кирка одного из них ударилась о твердый предмет, который оказался скульптурным изображением человеческой головы, оказавшейся частью керамической фигуры — поблизости раскопали фрагменты туловища и конечностей.
Эта голова была очень необычной: подбородок, выдающийся вперед, длинный нос, прическа, которая напоминает судейский парик, и подобие подушечки на макушке.
Эта странная находка не была отнесена ни к одной из культур Африки, однако профессором Лванга-Луньиго было высказано предположение, что эта фигура могла быть частью неизвестного до сих пор культа жителей побережья озера Виктория.
Угандийский историк Майкл Нсим-би полагает, что фигурка попала в Лузиру с побережья Индийского океана.
Вместе с тем, рядом с «лузирским человеком» было найдено большое количество черепков гончарных изделий, у некоторых из которых, по мнению исследователей, такой же возраст, как и у найденной статуи — пять-шесть веков.
Ученые обратили внимание на сходство этих черепков с осколками глиняной посуды, которые были найдены в начале XX века в другом загадочном месте — Бигго-бья-Мугеньи, где расположены развалины древних укреплений на южном берегу реки Катон-ги в западной части Уганды.
Здесь до сих пор сохранились кольца глубоких траншей, пробитых в сплошной скальной породе, общая протяженность которых составляет шесть километров.
Как гласят местные легенды, Мугеньи был одним из мест обитания бачвези…
Впервые Бигго-бья-Мугеньи был упомянут в заметке издания протектората Уганды «Оффишиэл газет» 15 мая 1909 года. В частности, в той заметке говорилось, что жители связывают происхождение форта со сверхъестественными силами, а по существующей и до сих пор традиции, растущие там деревья и кусты считаются священными: тот, кто дерзнет их срубить, погибнет.
Ни один местный житель не пройдет мимо этого места ночью или во время дождя, а рядом с этими развалинами уже давно никто не живет…
В начале 1920-х годов были проведены первые раскопки Бигго-бья-Мугеньи, в результате которых были найдены осколки гончарных изделий, отправленные затем в Британский музей. Поблизости научные экспедиции обнаружили остатки ирригационных построек, которые, скорее всего, были возведены очень квалифицированными строителями. Профессор Уэйлэнд сопоставил их с остатками ирригационных сооружений на острове Шри-Ланка, возраст которых превышает две тысячи лет.
Однако самая любопытная находка была сделана в 1930-х годах, когда местная пожилая крестьянка полола огород и наткнулась на глиняный предмет цилиндрической формы, который она отнесла деревенскому вождю, а тот отправил в Национальный музей.
Размером цилиндр был невелик: четырнадцать сантиметров высотой и восемь в диаметре, а глиняная поверхность его была усеяна выпуклостями и отверстиями.
Кем изготовлен этот предмет и для какой цели, неизвестно до сих пор…
Тайна окружает и так называемые норы Валумбе на холме Танда, находящихся километрах в семидесяти от форта Мугеньи. На языке луганда «валумбе» означает смерть.
Однажды, согласно местной легенде, бог неба Гулу разозлился на Валумбе и прогнал его на землю, а вдогонку послал своего брата Каикузи, чтобы тот убил неугодного.
Спускаясь, Валумбе обнаружил погоню и, чтобы скрыться от Каикузи, стал нырять в землю. Нырнет — Каикузи за ним, но Валумбе появляется из-под земли уже в другом месте.Так и не догнал его Каикузи, так и осталась смерть с людьми, а после той сумасшедшей гонки на холме Танда появилось больше двухсот отверстий.
Густые заросли покрывают сейчас этот холм, а без проводника можно попросту провалиться под землю. Отверстия, имеющие примерно полтора метра в диаметре и от трех до семидесяти метров в глубину, располагаются одно за другим в определенном порядке и уходят перпендикулярно вниз.
Аналогичные дыры были найдены и в других районах Уганды, их возраст не определен, хотя местные жители предполагают, что они существуют «очень давно».
По форме эти отверстия напоминают горнорудные шахты, но что могли искать здесь древние племена? Лишь в нескольких холмах, где обнаружены подобные отверстия, имеются намеки на полезные ископаемые, причем в очень незначительных количествах.
В 1934 году Е.Уэйлэнд высказал гипотезу, что существовала связь между Бигго-бья-Мугеньи и развалинами Великого Зимбабве — города-крепости, который находится на территории нынешнего Зимбабве.
При сравнении плана угандийских построек с зимбабвийскими оказалось, что у них много общего: та же полукруглая или полуэллиптическая ограда небольших дворов, прилепленных к стенам центральной постройки, те же методы возведения стен.
В ходе последующих раскопок в Бигго – бья — Мугеньи нашли черепки гончарных изделий, очень похожих на остатки утвари, найденной в Великом Зимбабве.
И самое потрясающее: в развалинах Великого Зимбабве обнаружили цилиндр, подобный тому, что нашли в Бигго!
Более того, подобный цилиндр до этого был найден при раскопках на… Кипре!
Зимбабве—Уганда — Кипр…
Была ли когда — нибудь связь между ними?
И откуда взялся «лузирский человек»?
Ответа пока нет…
Некоторые исследователи считают бачвези пришельцами с других планет или иных миров.
Источники информации:
1. сайт Википедия
2. Коган Н. «В сердце Африки»
3.Сочка В. «Уфологический словарь-справочник»