Главная » НОВОЕ ВРЕМЯ » Пропавшая экспедиция де Лаперуза
экспедиция де Лаперуза

Пропавшая экспедиция де Лаперуза

В 1513 году испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа, основавший на западном берегу Дарьенского залива в юго-западной части Карибского моря поселение Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен, прослышал о богатой стране и большом море, расположенных на юге.

Решив проверить эти сведения, он с небольшим отрядом отправился в путь и через четыре недели с одной из вершин горного кряжа он увидел расстилающуюся к западу безбрежную водную гладь Тихого океана…

Васко Нуньес де Бальбоа вышел на берег океана и окрестил его Южным морем (исп. Mar del Sur).
Однако активно изучаться и картографироваться европейцами Тихий океан начал только к концу XVIII века.

В 1768-1779 годах английский мореплаватель и исследователь Джеймс Кук совершил три кругосветные экспедиции, которые внесли большой вклад в изучение Тихого океана.

Франция стремилась стать в один ряд с Британией, которая в то время по праву считалась ведущей морской державой. Достижению этой цели и была посвящена экспедиция адмирала Жана Франсуа де Гало, графа де Лаперуза.

Карьеру морскою офицера Лаперуз начал гардемарином в возрасте 15 лет в 1756 году — в начале Семилетней войны между Францией и Англией.

В 1783 году, отслужив родине в 18 кампаниях, он удалился в свое родовое поместье на юге Франции, но отставка длилась недолго — вскоре ему было предложено возглавить экспедицию, которая должна была открыть «все земли, ускользнувшие от зоркого глаза капитана Кука»…

Для снаряжения этой экспедиции не жалели усилий. На борт двух 500-тонных фрегатов, которые назвали по имени морских приборов «Буссоль» и «Астролябия», грузили запасы продовольствия для четырехлетнего плавания.
В качестве подарков для туземцев и обмена были 1260 фунтов стеклянных бус, 600 зеркал, 2600 расчесок и 50000 швейных игл.
Экспедиция была снабжена новейшими картами и отчетами предыдущих экспедиций, а на борту имелась даже переносная обсерватория. Также Лаперуз взял с собой две «магнитные стрелки» — компасы, совершавшие кругосветное путешествие с капитаном Куком.

Лаперуз получил их в дар от Королевского научного общества Великобритании и относился к ним как к реликвиям, то есть, как писал он сам, «с чувством, граничащим с почти что религиозным благоговением перед памятью этого великого и несравненного мореплавателя»4.

результате погиб 21 человек, в том числе 6 офицеров…
При всем при том адмирал Лаперуз продолжал исследовать побережье и к концу лета спустился на юг до Монтерея в Калифорнии, откуда экспедиция направилась на запад и 3 января 1787 года добралась до португальской колонии Макао в устье Жемчужной реки (Чжу-цзян) в Китае.
На Филиппинах были подремонтированы корабли и пополнены припасы. В апреле Лаперуз повел экспедицию на север для исследования побережья Азии: путь проходил мимо Тайваня, между Кореей и Японией, через Японское море и пролив, разделяющий Японию и остров Сахалин, который принадлежал России.
К концу лета 1787 года корабли достигли берегов Камчатки, где Лаперуз оставил своего офицера по имени де Лессеп, который говорил по-русски, с заданием пересечь Сибирь и доставить в Европу доклад о достижениях экспедиции.
Еще раз в южных широтах экспедиция оказалась к сентябрю 1787 года. На острове Тутуиле, где была сделана остановка для пополнения запасов пресной воды, вооруженные дубинами и камнями аборигены напали на баркасы и убили 12 человек, в том числе Флёрио де Лангля — капитана «Астролябии» и заместителя начальника экспедиции. Спаслись 43 человека, но многие из них получили тяжелые ранения. Экспедиция направилась к восточному побережью Австралии…

В конце января 1788 года французы вошли в залив Ботани, где увидели, к своему огромному удивлению, британскую эскадру знаменитого Первого флота. Эта эскадра в составе семи судов доставила из Англии около 750 заключенных, которые основали в Австралии первую колонию.
С возвращавшимися на родину англичанами Лаперуз отправил письма и донесения, в одном из которых он обещал вернуться во Францию к июню 1789 года.
Взяв курс на северо-восток, «Буссоль» и «Астролябия» 10 марта покинули Австралию и больше их никто никогда не видел…
«Он бесследно исчез в безбрежном синем океане, — напишет о Лаперузе шотландский эссеист Томас Карлейль, — и лишь скорбная, загадочная тень его долго не покидает наши умы и сердца».4

14 июля 1789 года толпы парижан штурмом взяли тюрьму Бастилию — это было начало революции, которая сотрясала страну до конца столетия и завершилась тем, что Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором.
Прошло два года пока французское правительство что-то предприняло для поиска пропавшей экспедиции Лаперуза: 25 сентября 1791 года два корабля под командованием контр-адмирала Жозефа Антуана Брюни д’Антркасто вышли из Бреста.
Адмирал д’Антркасто, прочесывая Тихий океан в поисках «Буссоли» и «Астролябии», даже сделал несколько научных и географических открытий. В мае 1793 года поисковая экспедиция подошла к острову Ваникоро из группы островов Санта-Крус к северо-востоку от Австралии.

Когда на этом гористом, густо поросшем лесом острове экипаж заметил столбы дыма, Д’Антркасто был уверен, что нашел Лаперуза или, по крайней мере, остатки его экспедиции. Однако после того, как его корабли едва не сели на мель на коварных рифах, он был вынужден уйти, так и не послав на берег поисковый отряд. Позже адмирал заболел и через два месяца умер…
Осенью этого же года на Яве корабли Д’Антркасто были захвачены голландцами: к тому времени революционная Франция уже воевала с Голландией и фактически со всей остальной Европой.
Больше французы не предпринимали попыток найти пропавшую экспедицию Лаперуза…
Уже в мае 1826 года ирландец Питер Диллон, который бороздил южную часть Тихого океана в поисках выгодной торговли и приключений, сделал остановку на островке Тикопиа из группы островов Санта-Крус.
Увидев у аборигенов ожерелья из стеклянных бусин, Питер поинтересовался откуда они. Туземцы объяснили, что эти бусы, а также другие предметы явно европейского происхождения: серебряные вилку и ложку, ножи, чайные чашки, железные болты и серебряную рукоять шпаги с буквами «J.F.G.P.», они получили при меновой торговле от жителей острова Ваникоро, который расположен от Тикопиа в двух днях хода под парусом.
Диллон быстро сообразил, что инициалы на шпаге означали Jean Francois Galaup de La Perouse — Жан Франсуа Гало де Лаперуз, однако все его усилия попасть на Ваникоро к успеху не привели: сначала его корабль попал в штиль, а потом обнаружилась течь, так что ему пришлось уйти на Яву.
К концу лета Питер Диллон сумел достать денег на поиск оставшихся в живых участников экспедиции Лаперуза, но прежде чем он попал на Ваникоро, прошел еще год.

Старый туземец рассказал ему, что много лет назад в шторм два корабля сели на мель на окружающих остров рифах. Один корабль сразу затонул, а члены его экипажа или утонули, или были съедены акулами. Второе судно удержалось на рифе, и его уцелевшие моряки смогли построить из его останков небольшую лодку, в которой «через много лун» они уплыли.
Но двое чужеземцев — «вождь» и его слуга — остались на острове и еще несколько лет назад были живы. Везде на Ваникоро отряд Диллона находил доказательства пребывания здесь французов, в том числе корабельный колокол с гравировкой, доску с вырезанными на ней геральдическими лилиями, кусочек глобуса с полустершейся сеткой широт, отдельные детали астрономических приборов, нагели, шипы, топоры, ядра, куски медной обшивки кораблей, маленькую бронзовую пушку, корабельный колокол с надписью «Меня сделал Базен» — маркой литейной мастерской брестского арсенала в 1785 году, кусок шомпола, подсвечники, молотки.
В феврале 1829 года Питер Диллон привез то, что осталось от злосчастной экспедиции Лаперуза, в Париж. Все привезенные предметы опознал тот самый де Лессеп, который летом 1787 года сошел на берег на Камчатке, чтобы доставить доклад об итогах двух лет плавания, и потративший целый год на то, чтобы пересечь Сибирь.
По официальному указанию в южную часть Тихого океана отправился поисковый отряд под командованием Жюля Себастьяна Сезара Дюмон-Дюрвиля, бросивший в начале 1828 года якорь вблизи острова Ваникоро.
Коренные жители показали Дюмон-Дюрвилю проход в рифах, который они называли Коварным или Гибельным проходом. В тот ненастный день много лет назад флагманский корабль Лаперуза «Буссоль» прокладывал путь в казавшуюся безопасной гавань и потерпел крушение, когда налетел на коралловый риф с острыми краями, скрывавшийся под самой поверхностью воды.
Поспешившая ей на помощь «Астролябия» и села на мель…
«На дне, на глубине трех-четырех саженей, — писал Дюмон-Дюрвиль, — наши матросы видели якоря, орудия, ядра и множество свинцовых пластин».4

Когда матросы подняли с рифа предметы, которые принадлежали «Астролябии» и «Буссоли», все были уверены, что они действительно нашли то место, где покоились два корабля Лаперуза. Прежде чем покинуть Ваникоро, Дюмон-Дюрвиль поставил на острове памятник Лаперузу и 200 другим участникам его печально закончившейся экспедиции — сложенный из коралловых плит четырехугольник с маленькой деревянной дощечкой «Памяти капитана Лаперуза и его товарищей»..
С помощью туземцев моряки Дюмон-Дюрвиля достают якорь, пушку, бронзовый колокол, заржавевший мушкетон. Все это с одного корабля, насколько можно судить, с «Астролябии». Но где же остатки «Буссоли»? Дюрвилю не удается их обнаружить: волны, песок и кораллы сделали, очевидно, свое дело.
В 1850-х годах Палло де ла Баррьер, тогдашний губернатор Новой Каледонии, самостоятельно принимает решение об отправке корабля «Брюа» под командованием Бенье на остров Ваникоро с целью получить новые данные об исчезнувшей экспедиции Лаперуза.
В результате этой экспедиции Бенье поднял со дна морского в том месте, где затонула «Астролябия», три якоря, две пушки девятисантиметрового калибра и несколько листов жести. Якори и пушки, доставленные «Брюа», были подарены городу Альби в котором родился Лаперуз. Их поместили у подножия памятника, сооруженного в честь мореплавателя в 1848 году.

В 1962 году Рис Дискомб находит в расселине на глубине пятнадцати метров обросший кораллами якорь и блоки, похожие на те, что нашли в том месте, где затонула «Астролябия».
Позже в этой же расселине, которая  спускается ступенчатообразно вниз, он находит уже известные исследователям свинцовые грузила с их характерной маркой, принадлежавшей брестскому арсеналу.
От места, где погибла «Астролябия», до подводной расселины, где Рис находит все вышеперечисленное, более мили. Остатки «Буссоли»?
Очень может быть, но необходимо продолжать поиски…
С обнародованием своих находок Дискомб не торопится, а дотошно продолжает поиски.
После новой находки в январе 1964 года он понимает, что одному тут не справиться — настало время организовать основательную проверку.

О том, что ему, скорее всего, действительно удалось разыскать место гибели «Буссоли» Дискомб сообщает в телеграмме, отправленной французскому комиссару на Новых Гебридах Делонею.
6 февраля Делоней вместе с Шарлем, проверенным ныряльщиком, и двумя французскими чиновниками прибывает на  французском судне «Аквитания» в Ваникоро.
Дискомб и Шарль, надев автономные скафандры, приступают к дальнейшим поискам, в результате чего появляются новые находки: опять свинцовые грузила, такие же, как те, которые были извлечены на месте крушения «Астролябии», бронзовый блок, медная цепь, бронзовая ступа.
Общее восхищение вызвала поднятая на поверхность медная пластинка, на которой сохранилась надпись: «Ланглуа, инженер короля. Париж, апрель 1756 года».
Но в самом ли деле на этом месте затонула «Буссоль», или же все найденные предметы принадлежат «Астролябии»?
Может при ударе о рифы она потеряла, прежде чем войти в лагуну и сесть на мель, часть своей «поклажи»?
Тысяча восемьсот метров, которые отделяют место новых находок от того, где затонула «Астролябия», были далеко еще не самым длинным путем: судно, даже сильно поврежденное, могло, безусловно, пройти его.
Необходимо было найти хотя бы одно явное доказательство…

И вот небольшое специально оборудованное судно «Дюнкеркуаз» в марте 1964 года взяло курс из Новой Каледонии в Ваникоро. В составе экспедиции были аквалангисты, Дискомб, врач Беккер, океанограф Мерле, гидрограф Лаве и прилетевший из Парижа специальный уполномоченный военного министерства капитан Броссар.
20 марта в 12 часов дня аквалангисты принимаются за дело. На глубине тридцать пять метров они увидели обломок нижней, расширяющейся части колокола, который глубоко ушел в песок и оброс кораллами.
Колокол примерно такого же размера, что и тот, с «Астролябии» и на нем тоже есть надпись: на внешнем ободке артикль «Ла», затем пролом, вполне, однако, достаточный, чтобы тут могло поместиться слово «Буссоль». Далее следует имя: «Пишар».
Затем на глубине сорок два метра была найдена внутренняя часть главной бортовой помпы. Аквалангисты определяют, что обломки корабля находятся на разных глубинах — от пятнадцати до сорока — пятидесяти метров, на расстоянии сорок — пятьдесят метров. Скорее всего, что потерпевшее крушение судно затонуло под углом 40о.
Все члены экспедиции согласны с мнением Дискомба — это остатки адмиральского корабля! По результатам работы экспедиции все увереннее можно реконструировать свершившееся несчастье.
« Лаперуз покинул Ботани-бей в начале марта. И где-то в конце марта — начале апреля 1788 года, возможно уже побывав у берегов Новой Каледонии, оказался вблизи острова Ваникоро. Это неудачное время года: дожди, штормы, бесконечные штормы. Особенно плохо дело обстоит ночью: не видно ни зги, кругом неисследованное, неведомое европейцам, грозное море. И здесь и там не нанесенные на карты, опасные, окруженные рифами острова.

Такой остров и вырос в ту грозную штормовую ночь перед Лаперузом. Корабль несся, подгоняемый бешеными порывами ветра, и никто на его борту не видел, не мог видеть подводный риф.
Сила удара была такова, что вероятно, упали мачты, а само судно немедленно пошло ко дну. Крушение произошло на месте ступенчатообразной расселины. Первые пятьдесят метров… судно должно было пройти под углом 40 — 50 градусов, а затем ушло вглубь.»5
Крушение корабля произошло очень быстро и очень маловероятно, чтобы кто-нибудь в такой катастрофе остался в живых. Разве что чудом!
Кругосветная экспедиция французского адмирала Жана Франсуа де Гало, графа де Лаперуза не была закончена. Большая часть записей научных наблюдений, собранных коллекций, дневники и записки участников экспедиции — ученых и моряков – погибли, но тем не менее экспедиция Лаперуза занимает почетное место в истории всемирных кругосветных путешествий.
Тихий океан хранит свои тайны, но на его необъятных просторах памятником Лаперузу остались названия, данные им географическим объектам от острова Пасхи до Гавайев, Японии и Австралии…

Источники информации:
1. сайт Википедия
2. Большой энциклопедический словарь
3.«Новый Энциклопедический Словарь» (Рипол Классик, 2006 год)
4. «Великие тайны прошлого» (Издательский дом Ридерз Дайджест)
5. Варшавский А. «Следы на дне»
6. сайт www.laperouse.org

Оставить комментарий