Главная » НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ » Древнее золото Кубани. Мзымтинский клад
Древнее золото Кубани. Мзымтинский клад

Древнее золото Кубани. Мзымтинский клад

В 1997 году на берегу реки Мзымта, неподалеку от Красной поляны, житель села Казачий Брод «черный археолог» Андрей Чамкин сделал сенсационную находку.

Он обнаружил место погребения воина, впоследствии датированное V веком до нашей эры.

Естественно, Андрей даже приблизительно не мог представить истинную ценность находки. Он стал продавать на рынке мелкие детали амуниции, и вскоре на него вышли оперативники.

Кладоискатель с 22-мя оставшимися у него предметами был задержан, а в процессе следствия у жителей села и г. Сочи было изъято ещё четыре предмета.

История получила шумный резонанс в прессе, Чамкин стал «героем дня», а вскоре… застрелился из охотничьего ружья у себя в сарае.
Через некоторое время при схожих обстоятельствах погибла его сестра (ее также обнаружили с пулевым ранением, несовместимым с жизнью), а еще через год «сгорела» мать — женщина не смогла пережить смерть детей и попросту спилась.

Журналисты подхватили историю о «проклятии мзымтинского клада» — это было, конечно же, интереснее, чем неприглядная правда жизни. Сестра Андрея, по утверждениям знакомых, водила дружбу с местными бандитами, так что вполне возможно, что смерть ее и брата — результат такого «приятельства».

Вероятно, местные «братки», узнав примерную стоимость клада (поговаривали, что он стоит больше миллиона долларов, хотя материально оценить вещи, изготовленные за 500 лет до Рождества Христова, невозможно), попытались выяснить, все ли реликвии Андрей передал государству.
Но это всего лишь домыслы…1

До своего самоубийства А. Чамкин успел привести на место находки специалиста кафедры зарубежного искусства Института материальной культуры РАН В. Семёнова.

Вот отрывок из его отчёта:
«…Памятник расположен на небольшом уступе в двадцати метрах ниже вершины горы. На земляном основании находилась платформа из каменных глыб, промежутки между которыми были заполнены связующим раствором.
Платформа разрушена «черными» кладоискателями. Они перекопали грунт до скального основания.
Памятник уничтожен тотально…»2

В составе Мзымтинского комплекса было найдено оружие сарматского образца.
Наиболее интересной и ценной частью Мзымтинского клада являются изделия из серебра  —  чаши-фиалы, фалары, фрагмент украшения  —  круглая пластина, и литые ручки от чаш. Все предметы были сильно повреждены и деформированы. Декорированные роскошным рельефным убранством чаши-фиалы отличаются высоким художественным уровнем исполнения и ярко выраженной индивидуальностью.

Чаша с листьями аканта и водяных лилий в своем декоре подчиняется строгому авторскому замыслу:  в центре, на днище чаши помещен цветок лотоса, из которого вырастают чередующиеся зубчатые и гладкие листья.  Между ними  вьются стебли цветущих растений, заплетаясь в гибкие узоры. 

Четкая симметрия  нарушается изображениями  порхающих или поющих среди цветов птиц, ящериц и насекомых. Среди них мы можем увидеть бабочку,  символ пробуждающейся природы, традиционно связанную с богиней Персефоной, и цикаду, которая у греков была посвящена Аполлону и музам.

Более лаконичный растительный орнамент украшает вторую чашу. Ее дизайн  состоит из виноградной лозы, опоясывающей верхнюю часть сосуда, и свисающих с нее листьев.

Поддон у этой чаши отсутствовал. По всей видимости, у  чаши имелась ручка – возможно, одна из тех, что были обнаружены в том же Мзымтинском комплексе.

Особенно примечательна ручка от сосуда в виде головы барана; изделие отличается изяществом и совершенством пластического решения.

Самой нарядной из трех мзымтимских  чаш-фиал является чаша с женскими фигурами и эротами.

Довольно высокий рельеф декора создает богатейшую игру света  на поверхности сосуда. Создается впечатление, что неизвестный мастер стремился по возможности как можно дальше уйти от сухой орнаментальности и создать живописный, максимально свободный  ритмически усложненный образ.

Выступающие женские фигуры на сосуде не повторяют друг друга; среди причудливо извивающихся растений на противоположных сторонах  чаши прячутся  маленькие Купидоны: у одного около ног находится собака, у другого в руке рог или ритон.

Декоративные элементы сочетаются между собой с живой непринужденностью, вместе составляя органически целостный образ.

Большой интерес представляют серебряные фалары – круглые бляхи, украшавшие сбрую коня. В эпоху римской империи фалары были знаками воинского отличия – ими награждались не только отдельные солдаты, но и целые воинские подразделения.

Фалар с изображением Сциллы соответствует стилю позднего эллинизма.  В центре сюжета – убивающая моряков  Сцилла, когда-то превращенная Цирцеей из красавицы — нимфы в чудовище с песьими головами вместо ног.

Рельеф заполняет почти все поле фалара, высоко обрисовывая прекрасный женский торс в центре. Округлая пластика форм идеально вписывается в формат изделия.
Композиция со сценами охоты на втором фаларе кажется более дробной. Изображено три всадника и каждый из них преследует разного зверя – оленя, кабана, медведя. Охотникам  помогают собаки.

Укрытые вместе с серебром на Мзымте мечи выполнены по сарматскому образцу: круглые навершия рукояток, длина лезвия — более 70 сантиметров,  в отличие от коротких скифских акинаков.

Помимо предметов воинского снаряжения – в том числе шлема с нащечниками на петлях, как носили римские легионеры – на раскопках был найден округлой формы котел для приготовления пищи.3

Сегодня мзымтинский клад хранится в свободном режиме в Сочинском художественном музее. Это значит, что доспехи, находящиеся под особыми условиями охраны, демонстрируются посетителям исключительно по запросу. В зал, где экспонируется клад, никто, даже хранитель музея, не имеет права заходить в одиночестве.

На реставрацию 26 предметов ушло 16 тысяч долларов, четверть этой суммы была выделена греческой стороной. В 2004 году, силами Лаборатории научной реставрации прикладного искусства Эрмитажа под руководством Заведующего этим подразделением А. И. Бантикова провели реставрацию части предметов.

Во время производимых работ уточнили датировку, которая несколько «помолодела»: с IV века до Р.Х. до рубежа I века до Р.Х. — I в по Р.Х. Несмотря на то, что толщина окислившегося слоя превысила 50% толщины металла некоторых предметов, реставрация прошла успешно. 2

Источники информации:
1. Чужой А. «Там, где деньги»
2. сайт Византийская держава (theatron.byzantion.ru)
3. сайт Сочинского Художественного музея

Оставить комментарий