ГЛАВНАЯ » ДРЕВНИЙ МИР » ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И КАТОЛИЦИЗМА


Так в чем же было и есть различие православия и католицизма?
Попробуем составить таблицу, в которую и внесем эти различия...

Католицизм
Православие
Римские первосвященники в своих претензиях на лидерство в церкви опирались на авторитет св. Петра, считавшегося основателем римской кафедры, и на свою широкую (как духовную, так и светскую) власть в Западной Европе.
Константинопольский патриарх, не обладая политическим влиянием и покровительством святого такого ранга, как апостол Петр, претендовал на церковный авторитет ничуть не меньший, чем у его западного единоверца (все-таки Константинополь был столицей первой христианской империи).
16 июля 1054 года папский легат в Константинополе, кардинал Гумберт, в соборе Святой Софии предал патриарха Михаила Кирулария анафеме и объявил о его низложении.
Патриарх в долгу не остался и через четыре дня провозгласил анафему римскому папе Льву IX.
Надо признать, что повод для раскола дал сам Кируларий, хотя рано или поздно разрыв наступил бы неизбежно. Дело в том, что в это время произошло временное политическое сближение Льва IX и византийского императора Константина Мономаха: оба были обеспокоены набегами норманнов на Южную Италию.

Кируларий не понял сути момента и решил, что под него «копают». Желая хоть как-нибудь заявить протест, он принялся закрывать все западноевропейские монастыри в Константинополе. При этом, как сообщают хроники, его люди выбрасывали Святые Дары из дарохранительниц, приготовленные по западному обычаю, и топтали их ногами.
Что ж, это было символично, ведь именно богословский спор о причастии — как раз один из тех вопросов, которые легли в основание великой схизмы.

В католической церкви прихожане принимают причастие не под «двумя видами», как православные, а под «одним».
Речь идет о том, что во время причащения (евхаристии) западные христиане вкушают только тело (хлеб), а исключение составляют лишь священники.
Католики пошли на этот шаг из-за частых случаев расплескивания вина — инцидентов, повергающих в дрожь любого искренне верующего.
Католики упирают на то, что в любом теле присутствует кровь, поэтому их прихожане не остаются обделенными.
Разногласия церквей касаются и того, каким должен быть хлеб, предлагаемый на евхаристии. На Западе он пресный.
Католические богословы уверены, что на Тайной вечере Христос и апостолы не могли есть никакой другой хлеб, кроме пресного (мацы). Ведь это было время еврейской Пасхи, когда в доме не должно было оставаться ни крошки квасного теста.
Во время причащения (евхаристии) восточные христиане вкушают и тело Иисуса, и Его кровь (хлеб и вино).
Православные не решились нарушить ритуал, заповеданный самим Христом во время Тайной вечери.
Католическую же традицию они считают отступничеством.
Что касается хлеба, предлагаемого на евхаристии, православные, следуя Евангелию от Иоанна, считают, что это была не обычная еврейская пасхальная вечеря, а праздник новой церкви.
Соответственно, в маце не было никакой необходимости.
Еще одним камнем преткновения был так называемый вопрос о «филиокве» (лат. filique — «и от Сына»). Речь идет вот о чем.
В едином Символе веры, принятом всеми церквями на III Вселенском соборе в Эфесе (431 г.) говорилось, что Святой Дух исходит только от Бога Отца.
Вопрос сложный.
Действительно, в Писании ничего не говорится об исхождении Святого Духа от Сына. Но католики любят в богословских делах все расставить по полочкам, чтобы смотрелось симметрично. Правда, есть, вероятно, и другая причина.

Тогда Риму приходилось вести борьбу с арианством, которое исповедовали вестготские короли в Испании. Ариане считали, что Христос не равновелик Богу Отцу.
Вероятно, это тоже могло послужить причиной одностороннего изменения Символа веры на соборе в Толедо в 569 году.
Тем самым католические миссионеры стремились подчеркнуть, что Сын ни в чем не меньше Отца и Дух Святой исходит и от Него.

«Филиокве» — это дополнение, самостоятельно внесенное католиками, которое значит, что Святой Дух исходит также и от Бога Сына, т.е. от Христа.
Не поддерживают «Филиокве».
Чистилище - это место, куда после смерти попадают души, отягченные несмертными грехами. Там они очищаются огнем, чтобы после Второго пришествия и Страшного суда им было позволено пребывать в раю.
Опять же, в Писании про чистилище ничего не говорится.
Католические богословы, следуя логике, исходят из того, что в Ветхом Завете упоминаются жертвы и молитвы за умерших, а это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю. Ведь достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осужденным на вечное проклятие молитвы не помогут.
Получалось, что души умерших пребывают в таком месте, где молитвы еще могут им помочь разрешиться от греха.
В XIII веке французский богослов Гуго Сен-Шерский дополнил догмат о чистилище. По его учению церковь обладает запасом, или, вернее, излишком, добрых дел, которые необходимы для спасения мира и которые творят для этого Христос, Богоматерь, святые и праведники.
Но главное заключалось в том, что Гуго нашел им применение — из этого запаса можно покрывать людские грехи. На этом, в частности, основывалась продажа индульгенций — сертификатов, оплачивающих все прошлые и будущие человеческие проступки. Индульгенцию можно было купить как для живых, так и для тех, кто находился в чистилище.
В православии нет догмата о чистилище.
Существует учение о «мытарствах» - испытаниях души умершего после смерти.
Католические богословы, в отличие от православных, всегда делали скидку на то, что человек слаб. В то время как на востоке христианского мира считалось, что человек по своей природе совершенен и безгрешен, на западе были уверены в том, что у Адама изначально было две природы — телесная, склонная к греху, и духовная, устремленная к Богу.
До грехопадения телесная натура Адама нейтрализовалась благодатной праведностью, нисходящей на него от Бога. Но после вкушения плодов с Древа познания Добра и Зла Адам и Ева утеряли этот сверхъестественный дар, который будет возвращен только тем их потомкам, которые попадут в рай.
По этой причине в католичестве принят целибат — запрет священникам жениться, чтобы не потакать слабостям своего тела.
В православии целибата нет.
Белое духовенство (т. е. всё духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз.
Изначальное отсутствие первородного греха (непорочное зачатие) у Марии противоречило церковному учению о Христовом искуплении всех людей: ведь в таком случае Богоматерь в искуплении не нуждалась. Но католики и тут нашли выход. В конце XIII века богослов-францисканец из Оксфорда Иоанн Дуне Скот дал устроившее всех толкование: Мария была безгрешна изначально, но в силу этого еще больше нуждалась в искупительной жертве Христа, чтобы быть огражденной от первородного греха, который «в любой момент мог ее коснуться».
Что касается телесного вознесения, споры идут до сих пор. Сама идея была возведена в догмат только в 1943 году папой Пием XII и многими богословами воспринимается весьма сдержанно.
Среди людей благодатной праведностью католики считают только Деву Марию. Будучи безгрешной, она была лишена смерти и вознеслась на небо в теле, как Христос.
Этот догмат никогда не принимался восточной церковью и вызывал много споров.
Католики осеняют себя открытой правой рукой. Пять пальцев символизируют пять ран Иисуса на кресте.
Прикасаясь ко лбу, католики произносят: «In nomine Patris» («Во имя Отца»), к верху живота: «et Filii» («И Сына»), дотрагиваясь сначала до левого, а потом до правого плеча: «et Spiritus Sancti» («и Духа Святого»).
Прикосновение к плечам слева направо означает сошествие Христа в ад (левая сторона в христианстве всегда ассоциируется со злом) и вознесение праведников на небеса (правая сторона).
Перед тем как сотворить крестное знамение при входе в храм, католик предварительно обмакивает кончики пальцев в чаше со святой водой. Это отголосок древнего обычая омывать руки перед совершением причащения.
У католиков есть и так называемый малый крест, когда молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и груди.
В православии же осеняют себя трехперстным знамением. Три сложенных вместе пальца символизируют Святую Троицу, а безымянный и мизинец, пригнутые к ладони, означают двойную природу Христа - божественную и человеческую.
Осеняющая рука должна сначала дотронуться до правого и только потом до левого плеча, что символизирует традиционное противопоставление правой стороны как места спасенных («овец») и левой - погибающих («козлищ»).
Двуперстное крестное знамение существует у старообрядцев.
Принимаемый безоговорочно католиками в течение многих веков, он был официально возведен в ранг догмата только в 1870 году на I Ватиканском соборе, но встречен был весьма неоднозначно.
От Римской церкви даже отделилось крыло старокатоликов, посчитавших, что непогрешимость папы мало соответствует реалиям XIX века.
Православные не принимают этот догмат.
Православие хотя и уважает ранг Папы, как первого епископа, но признает единого главу Церкви — Иисуса Христа.
Православие считает, что все епископы равны, как были равны рукоположившие их Апостолы. Православие считает двоевластие в епархиях ересью.
Облачение Папы Римского
Облачение Патриарха
Структура католической и православной церквей
Существует монашество, которое с XI - XII-го вв. стало оформляться в ордена.
Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.)
Среди них нет затворников и пустынников.
Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых нет правил киновии.
Вплоть до начала нового времени по своему влиянию церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях.
В разные эпохи и в различных странах Православные Церкви то находились в союзе («симфонии») с властями, то подчинялись им в гражданском отношении.
Совершение крещения детей (через окропление и обливание).
Миропомазание и первое крещение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры.
Совершение крещения детей (желательно в три погружения).
Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения.
Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год.
В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом.
Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением.
В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом.
Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам.
Главным богослужением является литургия по восточному обряду.
Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых.
Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе.
Развито почитание креста, икон.
Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения.
Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей.
Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение.
Согласно Православию, Милость - есть мистический атрибут и Сила Божия.
Согласно Католицизму, Христос пожертвовал Собою, чтобы исполнилась Божественная Справедливость, создавшая Смерть как кару в ответ на Первородный Грех Адама, оскорбившего вечного Бога, кара которого тоже вечна, и перенесена на потомство Адама.
Но смерть Христа снимает древнее проклятье и торжествует Справедливость.
Умерев, Он воскрес и победил Смерть («Смертию Смерть попрал»), потерявшую свою власть не только над Ним, но и над всеми подобными Ему людьми.
Обретая такую свободу, любой человек сам становится богоподобен (проходит процесс его обожения - деификация) и в конце концов воссоединяется с Богом.
Православие считает единственно правильным, чтобы Церковь строилась Вселенскими и Поместными соборами, а не декретами иерархов.
Католики постоянно изменяют Каноны, устраняют старые и вводят новые.
Католический Канонический Закон был изменен совсем недавно в очередной раз.
Православие не рассматривает Каноны, как аналоги мирских законов, ограничивающих свободы или дающих человеку «права». Православие смотрит на них, как на руководство по созданию «нового человека» через послушание.
Как метод тренировки в обретении достоинств и святости.
Православные, хотя и вводят иногда новые Каноны, делают это очень редко и, в основном, проясняя тонкости старых Канонов, но никогда их не отменяют.
Ибо они вдохновлены Святым Духом.
Отличительный признак католического Распятия — скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа.
В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём.
Также на православном Распятии ладони Христа обязательно открыты.
   
   





Комментарии к статье:



 ОБЛАКО МЕТОК
Для корректного отображения этого элемента вам необходимо установить FlashPlayer и включить в браузере Java Script.
МЫ В СЕТИ
 
  Яндекс.Метрика